Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;
-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России;
-изучить значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития 6
1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти 6
1.2. История развития Министерства внутренних дел России 12
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе 24
Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти 42
2.1. Функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти 42
2.2. Аспекты межведомственного электронного взаимодействия 59
2.3. Проблемы взаимодействия МВД Российской Федерации и органов государственной власти 65
2.4. Совершенствование правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти 73
Заключение 78
Библиографический список 82

Файлы: 1 файл

Диплом. Взаимоотношения МВД с органами исполнительной власти.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития. МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием  негативных явлений в оперативной  обстановке. Кризисные ситуации в  экономике и политике не могли  не сказаться на уровне общественного  порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Последствия названных  просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными  элементами и структурами, проникновении  их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

Роль и место МВД  в системе органов государственной  власти. МВД России непосредственно  реализуюет основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ). Такова достаточно сложная  правовая конструкция, использованная для определения назначения миссии МВД в системе органов власти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное  управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министерство подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации".

Таким образом, взаимоотношения  МВД России с вышестоящими органами выражаются в его подведомственности (подчиненности) Президенту Российской Федерации по определенным Конституцией вопросам и непосредственной подведомственности Правительству Российской Федерации.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в связи с деятельностью Министерства внутренних дел РФ.

Предметом исследования является взаимосвязанный комплекс нормативно-правовых актов, которые  лежали в основе развития и деятельности МВД Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.

Задачи выпускной квалификационной работы:

-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;

-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России;

-изучить значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе;

-рассмотреть функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти;

-изучить аспекты межведомственного электронного взаимодействия;

-проанализировать проблемы  взаимодействия МВД Российской  Федерации и органов государственной  власти;

-определить направления  совершенствования правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти.

Структура выпускной  квалификационной работы. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития

1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти

 

Становление и стремительное  развитие института государственной  защиты поставило перед государством задачу всестороннего совершенствования организационно-правовых основ его деятельности. Иными словами, встал вопрос о формировании специализированных структур государственной защиты и разработки нормативов финансово-экономического обеспечения их деятельности.

В целях реализации государственно-правовой политики в отношении института государственной защиты и развития правовых основ его деятельности с 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ1, заложивший основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Данным Федеральным  законом были установлены принципы осуществления и виды государственной  защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения названных мер.

Вместе с тем следует  отметить, что на данный момент отсутствует опыт применения конкретных мер государственной защиты, установленных Законом.

Отдельные полномочия органов  внутренних дел по осуществлению  деятельности института государственной защиты предусматривает и Федеральный закон «О полиции»2. При этом следует сказать, что государственная защита не входит в перечень обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а является в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 12 этого Закона самостоятельной обязанностью полиции, а в соответствии с утвержденным указом Президента РФ Положением о Министерстве внутренних дел РФ3 — обособленным полномочием Министерства внутренних дел РФ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства требует строгого подхода и целевого порядка выделения денежных средств, так как под защиту может попасть практически каждый человек, и число лиц, в отношении которых может понадобиться применение мер безопасности, практически безгранично. В связи с этим законодателем была избрана форма государственной программы, в рамках которой определяется размер выделяемых на каждую конкретную меру безопасности ассигнований из средств федерального бюджета. Указанный подход, с одной стороны, ограничивает число лиц, которые могут попасть под защиту, а с другой — гарантирует целевое использование выделенных денежных средств.

Впервые такая программа была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006—2008 годы»»2. В данном документе на уровне Правительства РФ впервые была изложена позиция государства по проблеме защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

В частности, в программе  отмечалось, что резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности; криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, так как уверены в своей безнаказанности.

Вместе с тем привлечение  указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением в целях недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В дальнейшем такие программы  были разработаны на период 2006—2008, а затем 2009—2013 гг. Дальнейшее развитие вышеуказанные программы получили в связи с ратификацией Соглашения стран СНГ о защите участников уголовного судопроизводства (Минск, 2006), которое предусматривает возможность использования средств государственной программы для обеспечения мер безопасности в иностранных государствах — участниках Соглашения. Положения данного Соглашения предполагают также возможность реализации мер безопасности российскими правоохранительными органами за счет иностранного государства — участника Соглашения, однако порядок финансового обеспечения подобных мероприятий не регламентирован4.

По состоянию на 22 мая 2012 г. Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства5 подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина.

В системе МВД России были созданы специализированные подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, что стало практической реализацией развития организационных форм института государственной защиты.

Согласно Федеральному закону «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ6 на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:

    1. судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;
    2. прокуроров;
    3. следователей;
    4. лиц, производящих дознание;
    5. сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
    6. военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
    7. судебных исполнителей;
    8. работников контрольных органов Президента РФ, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
    9. работников налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 9005 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» меры безопасности осуществляются в отношении следующих лиц:

    1. должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;
    2. должностных лиц контрольно-счетных органов, образуемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
    3. должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодатель также  предусматривает, что органы внутренних дел осуществляют меры безопасности в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ6 на органы внутренних дел по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, возлагается реализация мер безопасности в отношении следующих лиц:

    1. потерпевших;
    2. свидетелей;
    3. частных обвинителей;
    4. подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    5. экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов;
    6. гражданских истцов, гражданских ответчиков;
    7. законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;
    8. заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления;
    9. установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ7 близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных защищаемых лиц8.

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти