Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данной работы является развитие идеи правового государства.
Объектом работы является правовое государство в России: проблемы и перспективы становления.
Цель курсовой работы — исследование становления правового государства в России.
Исходя из этого, курсовая работа ставит перед нами следующие задачи:
рассмотрение общей характеристики правового государства;
изучение истории развития идеи правового государства;
исследование перспектив построения социального правового государства в России.

Файлы: 1 файл

kursovaya_tani_2003 (1).doc

— 534.00 Кб (Скачать)

В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие):

1. Выдвижение на первый  план личности, ее прав и свобод, их гарантированности;

2. Ограничение правом  пределов государственной власти, правовая регламентация механизма ее формирования и деятельности.

В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами.

Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом: "Дозволено только то, что прямо разрешается законом".

Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).

Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение.

Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции РФ может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) "сверху" каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.

Для успешного формирования в России правового государства и утверждения его принципов необходимы следующие условия:

- развитие производства  на основе рыночной экономики  и создание цивилизованного гражданского общества;

- последовательное осуществление  курса демократического развития  общества и государства, сочетаемого  с укреплением вертикали власти  и совершенствованием государственного  механизма;

- высокий уровень духовного  развития общества, общей и правовой культуры, правосознания граждан, в первую очередь государственных служащих;

- развитие всестороннего  международного сотрудничества  в целях обеспечения мирового  правопорядка, прав и свобод личности.

Идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта.

Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры.

Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.

 

             2.2 Разделение властей в правовом государстве

 

К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Дж. Локка и Ш. Монтескье. Ш. Монтескье писал, что в каждом государстве "есть три рода власти: законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства".

В Конституции Российской Федерации (ст. 10) последовательно проводится принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому, наряду с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, - обособленным остается институт главы государства.

Принцип разделения властей заключается: во-первых, в обеспечении эффективного, профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти; во-вторых, в создании системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры.

По своему содержанию система "сдержек и противовесов", предусмотренная в Конституции РФ и федеральных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная государственная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления.

В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который наделен правом отклонить принятый закон и возвратить его в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения (отлагательное вето), в строго регламентируемом Конституцией порядке распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов. Значительна здесь и правосдерживающая роль Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, способного блокировать всякий неконституционный акт.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству и его отставку, запрет должностным лицам государства заниматься коммерческой деятельностью и т.п.

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в таких его гарантиях и принципах, как равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право на защиту, осуществление правосудия с участием народных заседателей, присяжных заседателей, гласность и состязательность процесса и т.д.

Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти; пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией.

Итак, разделение государственной власти призвано обеспечить верховенство закона и как следствие - подчинение государства обществу и обеспечение прав и свобод личности.

 

        2.3 Правосудие и законность в правовом государстве

 

Приоритет права (принцип верховенства права) в правовом государстве связан с тем, что властная деятельность такого государства и взаимоотношения с гражданами основываются на праве.

Данный принцип, как уже отмечалось, выражается в ограничении государственной власти, деятельности государственного аппарата, ориентировании на защиту прав и свобод человека.

Права человека и правовое государство характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, так как существовать и эффективно действовать они могут взаимосвязано. Звеном между человеком и государством должно быть именно право.

Поскольку политическая власть, в особенности исполнительная, имеет склонность к различным злоупотреблениям, постольку для ее эффективного функционирования необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие ее превышение, попрание прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы не процветал такой порок власти, как произвол. Правом ограничиваются не собственно все воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь то, что является необоснованным и противоправным для ее интересов. В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство права, и оно возвышается над государством [Приложение 3].

Приоритет права означает:

- разрешение основных  вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

- соединение общечеловеческих  нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с легитимной властной публичной силой;

- необходимость идеологически-правового  обоснования подавляющего большинства  решений государственных и общественных  органов;

- наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции, законов; системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Демократическое независимое правосудие в правовом государстве является средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан. Ответственность государства перед личностью можно обеспечить только посредством суда. Демократическое правосудие возможно только при условии независимости суда и его подчинению Конституции РФ и федеральным законам.

Правосудие - это вид государственной деятельности, заключающейся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется:

- специальными государственными  органами - судами и от имени  государства;

- посредством рассмотрения  в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел;

- в установленной законом  процессуальной форме;

- при обязательном вынесении  решений.

Правосудие - это не только разбирательство дела судом первой инстанции, но и кассационная, апелляционная и надзорная проверка вышестоящим судом вынесенных приговоров и решений, а также производство в суде по вновь открывшимся обстоятельствам.

В России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые могли бы рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела. Например, не могут осуществлять правосудие Международный коммерческий арбитражный суд и ряд других учреждений, которые судебной властью в собственном смысле слова не являются.

Принцип законности обеспечивает связанность государства правом, что возможно при наличии стабильного законодательства. Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.

На современном этапе российской действительности речь идет о ее новом, качественно более высоком уровне, предполагающем, во-первых, верховенство Конституции РФ и законов в системе издаваемых государством нормативных правовых актов и неразрывно связанное с этим единство законности на территории Российской Федерации, включая все ее регионы. В ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовое государство