Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:34, курсовая работа
Предметом данной работы является развитие идеи правового государства.
Объектом работы является правовое государство в России: проблемы и перспективы становления.
Цель курсовой работы — исследование становления правового государства в России.
Исходя из этого, курсовая работа ставит перед нами следующие задачи:
рассмотрение общей характеристики правового государства;
изучение истории развития идеи правового государства;
исследование перспектив построения социального правового государства в России.
Во-вторых, неукоснительное соблюдение закрепленной в ст. 19 Конституции РФ нормы, согласно которой "все равны перед законом и судом".
В-третьих, обязательность исполнения Конституции и законов всеми, без каких-либо исключений, безотносительно от социального положения, занимаемой должности и т.п. Как уже отмечалось, принцип "все, что не запрещено, дозволено" не относится к деятельности государственного аппарата, его органов. Здесь действует иное начало: "Дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом".
В-четвертых, осуществление принципа законности напрямую связано с бескомпромиссной борьбой с правонарушениями, представляющими угрозу национальной безопасности любого государства, в том числе и России.
Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, есть не только обязанность и долг, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.
Социальное государство представляет собой один из самых востребованных для изучения и самых неопределённых по своей природе институтов мировой государственности. Основная проблема в этом смысле связана с отсутствием в науке применительно четкого определения понятия «социальный» к государственно-правовым отношениям. В связи с этим, остается неясным вопрос о том, что должно включать в себя это понятие (характерные элементы социального государства, свойства, признаки, механизм осуществления), на какие сферы оно должно распространяться?
По сути, употребление понятия «социальное государство» в настоящее время порождает больше вопросов, чем ответов. Различные трактовки социального государства лишь осложняют проблему неопределённости.
Отмеченная ситуация безусловно создает проблему формирования социального государства как правового института, закрепленного в тексте Конституции Российской Федерации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А, как известно, если правовой институт нормативно закреплен, однако, отсутствует механизм его осуществления, то этот институт не выполняет своего предназначения, становится неэффективным.
Несмотря на указанные недостатки в правовом регулировании деятельности социального государства, исследователи не только отечественной, но и зарубежной науки пытаются понять и охарактеризовать природу социального государства: так, в исследованиях по западному типу социальное государство именуется «государством благосостояния» или «государством постиндустриального общества».
Возможно, государство благосостояния, принятое на Западе и социальное государство в России представляют собой одно и то же понятие, однако, подход к содержанию этого понятия в странах Запада и в России сильно отличается. Прежде всего, это проявляется в различии законодательных подходов к формированию социальной политики в государствах: политика западных государств не ограничивается предоставлением населению минимума необходимых благ, в то время как в России вся проводимая государством политика сводится именно к этому, поэтому западные державы более приближены к государству благосостояния, чем Россия.
В западных странах (в отличие от России) основной целью социальной политики является обеспечение именно достойной жизни для граждан своих стран. Под достойной жизнью понимается такая материальная обеспеченность, которая соответствует стандартам современного развитого общества и позволяет человеку иметь реальный доступ к основным благам современной цивилизации. [12, с. 188]
Государства благосостояния в большей степени заботятся о социальном благополучии своих граждан, нежели российское государство, что служит доказательством того, что в этих государствах в отличие от России проявляется основной принцип и предназначение социального государства: «… человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В то же время, нельзя забывать, что Россию сегодня не именуют государством благосостояния еще и потому, что Россия имеет другую природу и понимание, а потому должна именоваться социальным государством.
Рассмотрим некоторые подходы к понятию социального государства в отечественной науке. Е.Н. Наумова описывает российское социальное государство в общем и узком понимании. В общем смысле государство выступает как общественный институт для упорядочения общих дел. В узком смысле социальное государство связано с удовлетворением определенных потребностей, с отношениями, формирующимися по поводу статуса личности, ее места во взаимоотношениях с другими людьми[18,с 178]. Е.А. Лукашева проводит взаимосвязь социального государства с правами, нашедшими воплощение в международных правовых актах. Эта позиция вполне уместна, так как в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституция РФ, признает общепризнанные принципы и нормы международного права частью своей правовой системы. Л.Н. Кочеткова анализирует социальное государство с позиции гарантирования государством каждому гражданину стандартов материальной жизнедеятельности для обеспечения ему права на частную и публичную автономию, необходимые государству для сглаживания классовых противоречий и стабилизации рыночной экономики. В.И. Осейчук видит демократическое правовое социальное государство как форму национально-территориальной и политико-правовой организации общества, которая создает конституционные, экономические, социальные, духовно-нравственные условия для реализации основных прав и свобод человека[21,с. 53].
Определенный интерес вызывает точка зрения, в соответствии с которой социальное государство понимается как «… результат исторического противоборства политических сил консерватизма, социализма и либерализма, проведшего к компромиссу, основанному на осознании необходимости объединения совместных интересов и их дальнейшего расширения с помощью активной, взаимообусловленной с экономической эффективностью и политической стабильностью социальной политики».
[29, с.30 ]
Один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции Российской Федерации М.В. Баглай считал, что «… социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»[7,с.8]. В.Г. Постников под социальным государством понимает исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между различными социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества.[24,с. 105] Т.Н. Радько отмечает, что социальное государство тесно связано с научно-технической революцией, поэтому социальная функция с развитием государственности постоянно возрастает.
Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой отвергается сама возможность создания общей теории социального государства, так как социальное государство – особый феномен, указывающий на чрезвычайную сложность разработки самой теории социального государства. При этом, говорится о неопределенности природы и реального содержания социального государства, условий его формирования и динамики развития, об отсутствии «общепринятых» представлений о функциях социального государства, а также критериях, позволяющих отнести то или иное государство к социальному[29,с. 9]. В связи с этим, можно встретить утверждение, что в Конституции Российской Федерации 1993 г. статья 7 никого ни к чему не обязывает, ибо нет никаких «общепризнанных» отличий между социальными и иными государствами, поскольку любое государство проводит какую-то социальную политику, и этого достаточно, чтобы признать это государство социальным.[29,с. 9] С указанным выводом можно не согласиться, ведь основная цель социального государства, отличающего его от несоциального, заключается в удовлетворении социальных прав граждан, провозглашении человека высшей ценностью, в западных странах – обеспечении достойного материального и духовного благополучия своих граждан. Соответственно, если государство проводит социальную политику, но при этом вышеуказанная цель социального государства не достигается, вряд ли стоит говорить об этом государстве как о социальном.
Важно отметить, что, в целом, авторы почти всех приведенных формулировок, предлагая различные варианты подходов к определению социального государства, сходятся в одном: социальное государство должно служить интересам индивида, провозглашать его высшей ценностью и брать на себя обязательства по обеспечению его благосостояния. По-нашему мнению, указанный вывод наиболее полно отражает суть социального правового государства.
История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.
Важная предпосылка формирования правового государства в Российской Федерации – создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. И сегодня существуют противоречия в правовой системе страны, возникает время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах. Эти факторы не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тому много весьма печальных примеров. В том числе примеры, связанные с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей.
Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. Соотносясь с государством, оно в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.
Прежде чем пытаться сформировать правовое государство в России, необходимо навести элементарный правовой порядок в стране и в первую очередь в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой порядок позволит создать стабильность правового статуса человека и гражданина. Благодаря стабильности правового статуса личность сможет осуществлять свою деятельность даже в состоянии, когда общество переживает переходный период со всеми его отрицательными процессами. Более того, в этот период правовой статус личности может содействовать искоренению негативных последствий переходного периода, ускорить завершение этого процесса. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.