Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:34, курсовая работа
Предметом данной работы является развитие идеи правового государства.
Объектом работы является правовое государство в России: проблемы и перспективы становления.
Цель курсовой работы — исследование становления правового государства в России.
Исходя из этого, курсовая работа ставит перед нами следующие задачи:
рассмотрение общей характеристики правового государства;
изучение истории развития идеи правового государства;
исследование перспектив построения социального правового государства в России.
В XX веке многие либеральные авторы выступили против гегелевской философии права и государства как одного из теоретических оснований идеологии и практики фашизма, национал-социализма и вообще всех разновидностей современного деспотизма и тоталитаризма. Однако подлинное содержание гегелевской концепции правового государства свидетельствует об ошибочности и несостоятельности подобных обвинений.
Содержание правового государства, его сущность раскрываются в его принципах (стандартах). Под ними понимаются основные идеи, исходные начала его функционирования [Приложение 1].
Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина.
Впервые в России в ст. 2 Конституции РФ закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". По сути, Основной закон устанавливает приоритет личности, ее прав и свобод в системе социальных ценностей нынешнего Российского государства и его общества. Статья 19 Конституции РФ закрепила, что государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Несмотря на то, что Конституция России рассматривает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, фактически они никогда не ставятся выше интересов государства. В п. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина закрепляется также в п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 55 и п. 1 ст. 56 Конституции РФ. В числе прав, которые не могут быть ограничены (п. 3 ст. 56), - право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности и т.д.
Таким образом, в современном Российском государстве рассматривают права и свободы в качестве одной из высших ценностей общества (ст. 2 Конституции РФ).
Кроме того, в нашем Основном законе признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека.
В ст. 18 Конституции РФ основные права человека рассматриваются как непосредственно действующие. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные правовые акты или последние противоречат этим правам. Принцип непосредственного действия прав и свобод означает, что эти права реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы ли они в текущем законодательстве или нет, и он может защитить их всеми способами, не запрещенными законом.
В качестве самостоятельного принципа правового государства следует рассматривать и взаимную ответственность государства и личности. Ответственность государства перед личностью проявляется, прежде всего, в его обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Вред личности причиняется тогда, когда нарушены ее права, свободы и законные интересы. В ст. 53 Основного закона говорится о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц, в чем и состоит основная обязанность государства перед личностью. Так, в ст. 1070 ГК РФ выделена ответственность государства за вред, причиненный неправильными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Ответственность личности перед государством присуща любому государству, а ответственность государства перед личностью - это специфическая черта правового государства.
В условиях правового государства личность и властвующий субъект, как представитель государства, должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Принцип легитимности государственной власти заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, все ее содержание, создание, компетенция, функционирование государственного механизма, всех составляющих его органов предусматриваются и регламентируются правом, основываются на Конституции РФ и ее законах.
Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.
Принцип политического и идеологического плюрализма предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, при этом допускаются различные идеологии, связанные с определенным мировоззрением. Идеология (от греч. Idea - идея и logos - слово, учение) - система (совокупность) взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются основные интересы социальных групп.
В обществе существуют разные группы и классы, и, наряду с общими интересами, каждая социальная группа имеет свои специфические интересы, что и порождает идеологическое и политическое многообразие. Каждый социальный слой, группа создают организации для выражения и защиты своих интересов и с их помощью пытаются воздействовать на государственные органы для принятия ими решений в свою пользу. Политический плюрализм - это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, непременное условие демократии и один из важнейших принципов правового государства (ст. 13 Конституции РФ). Сам же идеологический плюрализм представляет собой многообразие взглядов, идей, в которых выражаются различные интересы социальных групп, движений.
Принцип гласности, открытости в деятельности государства; свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством, невозможна демократия. Закрытость деятельности государственного аппарата, наличие цензуры противопоказаны для правового государства (ст. 29 Конституции РФ, законы о печати, о средствах массовой информации).
В п. 4 ст. 29 Конституции РФ говорится: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". При этом ряд законов ограничивает этот принцип понятиями государственной, банковской, служебной, следственной, налоговой тайны и др.
Важное значение в осуществлении права свободно искать и распространять информацию имеют средства массовой информации. Закон "О средствах массовой информации" РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 в ст. 38 предусматривает: "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах".
Граждане вправе использовать средства массовой информации не только для получения интересующих их сведений, но и для выражения своего мнения.
Свобода слова - это признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех членов общества в решении государственных и общественных дел. Для тоталитарных режимов характерно предельное сужение свободы слова, а то и полное ее подавление, поскольку такие режимы могут существовать лишь в условиях официально навязываемого единомыслия, преследуя любые проявления убеждений, противоречащих господствующей идеологии.
В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:
- право частной собственности
- это естественное право, оно
абсолютно независимо от
- экономика и государство являются отдельными сферами;
- личность первична по отношению к обществу;
- общество первично по отношению к государству.
Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.
В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".
Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.
Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.
Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.
В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до перестройки, идея правового государства распространения не получила. В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М. Каганович и др.).
К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х гг. предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е гг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства.
В июне 1988 г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром. Впоследствии Конституция 1993 г. закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью.
В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание.
В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства.