Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:55, реферат
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
1. Правовое государство. Понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие
1.2. Основные характеристики правового государства
1.2.1. Признаки правового государства
1.2.2. Понятие правового государства
1.2.3. Принцип организации деятельности правового государства
1.2.4. Основы правового государства.
2. Конституция
2.1. Понятие Конституции
2.2. Функции Конституции
1. Правовое государство.
Понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие
1.2. Основные характеристики
1.2.1. Признаки правового государства
1.2.2. Понятие правового государства
1.2.3. Принцип организации
деятельности правового
1.2.4. Основы правового государства.
2. Конституция
2.1. Понятие Конституции
2.2. Функции Конституции
1. Правовое государство: понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие.
Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале XX вв.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».
Всякое государство связано с правом. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных концепций
правового государства лежали идеи
французского правоведа Монтескье
и немецкого философа Канта. Кант
выдвинул «категорический императив»,
согласно которому каждый человек обладает
абсолютной ценностью и не должен
быть инструментом в чьих-либо намерениях.
Государство должно опираться на
право и согласовывать с ним
все свои действия. По определению
Канта «право есть совокупность условий,
при котором произвол одного лица
совместим с произволом другого
с точки зрения всеобщего закона
свободы. К таким условиям относятся:
наличие принудительного
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные
деятели и правоведы говорят
о построение правового государства,
как о цели, к которой надо стремиться.
Наиболее экономически развитые страны
как США, Франция, Англия ближе всех
к построению правового государства.
Но и там не решены многие проблемы:
существуют нарушения прав личности,
дискриминация отдельных
1.2. Основные характеристики правового государства
1.2.1. Признаки правового государства
Господство права во всех сферах жизни общества и верховенство закона, отражающего правовые принципы государства. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Государство формулирует законы исходя из реальных отношений в обществе в основе которых свобода и равенство всех участников. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства
- это Конституция. В ней сформулированы
правовые принципы государственной
и общественной жизни. Конституция
представляет собой общую правовую
модель общества, которой должно соответствовать
все текущее законодательство. Никакой
другой правовой акт государства
не может противоречить
Верховенство закона, и, прежде
всего Конституции, создает прочный
режим правовой законности, стабильность
справедливого правового
Реальность прав личности,
обеспечение ее свободного
Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.
Взаимная ответственность
государства и личности. Отношения
между государством как носителем
политической власти и гражданином
как участником ее формирования и
осуществления должны строится на началах
равенства и справедливости. Государство
берет на себя обязательство обеспечивать
справедливость в отношениях с каждым
гражданином. Подчиняясь праву, государственные
органы не могут нарушать его предписания
и несут ответственность за нарушения
или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной
власти обеспечивается системой гарантий,
которые исключают
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной
ответственности государства и
личности - это важная составная
часть складывающегося в
1.2.2. Понятие правового государства
Для того чтобы понять суть
правового государства, недостаточно
ограничиться набором внешних характеристик,
определенной системой принципов, институтов
и норм. Суть правового государства
не в законопослушании и не в обилии
законодательных актов. Суть правового
государства заключается в
Правовое государство - это
государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики,
назначение которого - обеспечить свободу
и благосостояние. Оно подконтрольно
гражданскому обществу и строится на
эквивалентности обмениваемых благ,
на фактическом соотношении
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство
- это демократическое
1.2.3. Принцип организации
деятельности правового
Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает
верховенством, поскольку она устанавливает
правовые начала государственной и
общественной жизни, основные направления
внутренней и внешней политики страны,
а, следовательно, определяет, в конечном
счете, правовую организацию и формы
деятельности исполнительной и судебной
властей. Главенствующее положение
законодательных органов в
Однако верховенство законодательной
власти не носит абсолютного характера.
Она находится под контролем
народа и специальных конституционных
органов, с помощью которых
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
1.2.4. Основы правового государства.
Экономической основой правового
государства являются производственные
отношения, базирующиеся на различных
формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной
и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.