Нравственную основу правового
государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости,
равенства и свободы личности.
Конкретно это выражается в демократических
методах государственного управления,
справедливости и правосудия, в приоритете
прав и свобод личности во взаимоотношениях
с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Обобщая, можно сказать, что
в основе организации и деятельности
правового государства лежит
принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая
власть осуществляет свои строго очерченные
функции. И вместе они сдерживают
и уравновешивают друг друга, обеспечивая
тем самым гарантию против нарушения
демократических норм и злоупотребления
властью. А, кроме того, сами граждане
через всеобщую избирательную систему
имеют возможность контролировать
власти и в случае необходимости
корректировать их действия.
Государственная власть в
правовом государстве подзаконна. Ее
подзаконность дополняется признанием
за отдельной личностью неотъемлемых
и неприкосновенных прав, предшествующих
самому государству. Неприкосновенность
личности обеспечивается законом.
Правовое государство
имеет ряд общих и объединяющих
всех членов гражданского общества правовых
основ, которые по своей сути носят
надклассовый и общечеловеческий характер.
2. Конституция
Основной Закон ("Конституция")
- это фундамент законодательства,
регулирующего взаимоотношения
граждан между собой и с
государством. Конституция нужна
для того, чтобы законы не противоречили
друг другу и не нарушали права
и свободы граждан.
Развитие Российского
государства подтверждает общее
правило нашего времени: каждая
страна, считающая себя цивилизованной,
имеет свою конституцию. И это
закономерно. Конституция важна
и необходима для современного
государства, прежде всего потому,
что в ней закрепляются его
исходные принципы и назначение,
функции и основы организации,
формы и методы деятельности.
Конституция устанавливает пределы
и характер государственного
регулирования во всех основных
сферах общественного развития,
взаимоотношения государства с
человеком и гражданином. Самое
главное - конституция придает
высшую юридическую силу фундаментальным
правам и свободам человека, защищает
его честь и достоинство.
Принятие новой
Конституции в России тоже
является отражением серьезнейших
общественных потребностей. Конституцию
справедливо называют главным,
основным законом государства.
Если представить
себе многочисленные правовые
акты, действующие в стране, в
виде определенного организованного
и взаимосвязанного целого, некоей
системы, то конституция - это
основание, стержень и одновременно
источник развития всего права.
На базе конституции происходит
становление различных отраслей
права, как традиционных, существовавших
еще в прошлом, так и новых,
создаваемых с учетом перемен
в экономике, социальном развитии,
политике и культуре.
2.1. Понятие Конституции
Конституция - это Основной
закон государства, выражающий волю
господствующего класса или всего
общества и закрепляющий основы общественного
и государственного строя, права
и свободы человека и гражданина.
Слово (термин) "конституция"
происходит, означает "установление",
"устройство". Конституция как
Основной закон государства учреждает
политическую форму существования
общества, систему государственных
органов, устанавливает порядок
их формирования и способ функционирования,
закрепляет права и свободы
человека и гражданина.
Конституция в современном
ее понимании не была известна
ни в древности, ни в средневековье.
Правда, в древнем Риме отдельные
акты императоров именовались
конституциями. Но они ничего
общего не имели с основными
законами государств, возникшими
в эпоху перехода человечества
от феодализма к капитализму.
Первой конституцией
в ее подлинном понимании оказалась
конституция США 1787 г. Вслед
за ней появилась конституция
Франции 1791 г. в результате
победы Великой французской революции.
В Х1Х в. конституции были
приняты в большинстве европейских
стран. С их помощью господствующие
классы стремились "... придать
своей воле... всеобщее выражение
в виде государственной воли,
в виде закона". Конституция
как Основной закон государства
появляется только в ту историческую
эпоху, которая характеризуется
правовым равенством граждан
или подданных. Собственно она
как бы олицетворяет это равенство
своим содержанием. Законодательно
оформляя и закрепляя общественные
отношения, отвечающие коренным
потребностям и интересам господствующих
классов или всего общества, конституция
выступает в качестве мощного
рычага внутриполитической стабильности
государства, устойчивого функционирования
его властных структур.
Закрепляя наиболее
важные общественные отношения,
принципиальные положения и основополагающие
устои общества, политическую форму
его существования, конституция
служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом
законодательстве преломляются, раскрываются
и конкретизируются положения
конституции. Причем, важно подчеркнуть,
что оно не может и не
должно "развивать" или дополнять
конституцию.
Соответствуя Основному
закону государства, текущее законодательство
наполняет его положения конкретным
содержанием. При этом конституционные
нормы сохраняют свою определенность
и высшую юридическую силу
по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от
обычных законов, Основной закон
государства характеризуется стабильностью
и долговечностью. Эти качества
конституции обусловлены двумя
обстоятельствами. Во-первых, в силу
абстрактного содержания ее положений
она не подвержена постоянным
изменениям. Во-вторых, жесткая
процедура по внесению в нее изменений
и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности
и долговечности.
Таким образом,
все другие законы и правовые
предписания властных структур
государства должны соответствовать
конституции - их правовой основе.
Те из них, которые противоречат
конституционным принципам и
нормам, подлежат отмене.
Конституции можно
классифицировать по различным
основаниям. В зависимости от
способа объективирования государственной
воли господствующего класса
или всего общества конституции
подразделяются на писанные, т.е.
составленные в виде единого
документа и неписаные - состоящие
из законов парламента, содержащих
нормы конституционного характера,
судебных прецедентов и правовых
обычаев.
По способу изменения,
внесения поправок и дополнений
конституции можно классифицировать
на жесткие и обычные. Жесткими
являются конституции, для принятия
и изменения которых установлена
более сложная процедура, чем
для обычных законов государства.
К обычным конституциям относятся
те, которые принимаются и изменяются
в упрощенном порядке, т.е. в
порядке, установленном для обычных
парламентских законов.
В зависимости
от соответствия или несоответствия
тем фактическим общественным
отношениям, которые сложились и
господствуют в обществе, конституции
подразделяются на фиктивные
и действительные.
Фиктивные конституции не выражают
общественные отношения, которые
функционируют в стране. Они оторваны
от действительности и сугубо
формальны.
Действительные же
конституции являются адекватным
выражением и воплощением фактических
общественных отношений, которые
сложились в обществе. Именно
они служат правовым критерием
социальной природы политической
власти и государства, способа
их организации и деятельности
на соответствующей территории,
фактического статуса человека
и гражданина.
2.2. Функции Конституции
Роль конституции в
обществе реализуется в ее функциях.
Можно выделить три ее функции: политическую,
правовую и гуманистическую.
Политическая функция
Конституции РФ заключается, прежде
всего, в признании и закреплении
политического многообразия, многопартийности,
идеологического плюрализма. Предоставляя
политическим силам, равные возможности
в борьбе за государственную
власть, конституция только запрещает
действия, направленные на насильственное
изменение основ конституционного
строя, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни.
Конституция
не допускает вмешательства общественных
объединений в деятельность органов
государства и тем более создание
политических организаций в их
структурных подразделениях. В свою
очередь и государственные органы
не должны вмешиваться в деятельность
общественных формирований.
Следующая функция
Конституции РФ - правовая. Она заключается
в том, что Конституция выступает
ядром правовой системы общества,
учреждает основополагающие правовые
положения, являющиеся исходными
и определяющими для различных
отраслей права. Конституция как
бы стягивает действующее законодательство
в единую целостную систему,
придавая ему согласованный характер.
Обладая высшей юридической силой,
она обеспечивает упорядочение
и надлежащее правовое регулирование
общественных отношений с помощью
системы взаимосвязанных и внутренне
соподчиненных нормативных актов
государства. А в основе их
реализации лежат такие краеугольные
положения конституции как государственный
суверенитет, права и свободы человека
и гражданина, верховенство законов, принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение
Конституции Российской Федерации
выражается и в ее гуманистической
функции. Она состоит в том,
что в Конституции воплощаются
общечеловеческие ценности, закреплены
права и свободы, характерные
для цивилизованного общества, объявляются
составной частью правовой системы
государства общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации, провозглашается, что
человек, его судьба являются
высшей ценностью. При этом
конституция возлагает на государство
обязанность обеспечения его
достойного и цивилизованного
существования.