Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:35, доклад

Краткое описание

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.
Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 18.21 Кб (Скачать)

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Правовое государство  строится на принципах:

- верховенства (господства) закона;

- полного соответствия  прав и свобод общепринятым  нормам международного права;

- равенства всех  перед законом независимо от  занимаемой должности;

- гарантии прав  и свобод всех граждан независимо  от пола, расы, национальности и  т.д.;

- недопустимости  ограничения прав и свобод, за  исключением случаев, предусмотренных

международными  актами и Конституцией;

- ответственности  должностных лиц за посягательство  на права и свободы граждан;

- взаимная ответственность  личности и государства по  своим обязанностям;

- разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную;

- отсутствие существенных  противоречий между ветвями власти;

- сильная судебная  власть;

- беспрепятственная  деятельность политических и  общественных объединений в рамках  закона;

- соблюдение принципа  «разрешено все, что не запрещено»;

- достаточно высокая  правовая культура населения.

 

 

 

Основными признаками правового государства  являются: 
 
- Разделение властей; 
- Верховенство закона; 
-Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
 - Социальная и юридическая защищенность личности; 
-Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права; 
-Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
-  Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  -Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм); 
-Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; 
-Верховенство и прямое действие конституции; 
-Единство прав и обязанностей граждан. 
-Наличие развитого гражданского общества;  
Внешний и внутренний суверенитет государства; 
-Взаимная ответственность человека и государства; 
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать. 

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым  судом, признаются и гарантируются  права и свободы человека, а  в основу организации государственной  власти положен принцип разделения властей.  
Основные признаки правового государства:  
1) Верховенство (господство, приоритет) права В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).  
2) Верховенство закона Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).  
3) Разделение властей  Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.  
4) Права и свободы человека Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.  
5)Взаимная ответственность гражданина и государства Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина 

6)Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

7)Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

 

 

Идея правового государства  в нашей стране развивалась очень  непросто. После революции 1905 - 1907 начался  переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового  государства. Однако после 1917 года, когда  было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х  годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и  общественной жизни, идея построения правового  государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное  закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация  демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию  правового государства, официально признанные принципы правового государства  и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство  в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей  стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми  принципами деятельности государственных  органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское  общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение  правовой нигилизм граждан.  
Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления.  
Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.


Информация о работе Правовое государство