Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:15, доклад
Правовое государство характеризуется верховенством права. В этом государстве законы, обладая высшей юридической силой, полностью определяет полномочия и компетенцию государственных органов. Необходимым условием существования правового государства является принцип разделения властей.
Концепция разделения властей была сформирована английскими мыслителями Томасом Гоббсом (1588-1679) и Джоном Локком (1632-1704), а также французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1775). Согласно этой концепции власть должна быть разделена на отдельные, обособленные и автономные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны быть конституционно разграничены.
Правовое государство
Правовое государство
характеризуется верховенством права.
В этом государстве законы, обладая высшей
юридической силой, полностью определяет
полномочия и компетенцию государственных
органов. Необходимым условием существования
правового государства является принцип
разделения властей.
Концепция разделения властей была сформирована
английскими мыслителями Томасом Гоббсом
(1588-1679) и Джоном Локком (1632-1704), а также
французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье
(1689-1775). Согласно этой концепции власть
должна быть разделена на отдельные, обособленные
и автономные ветви: законодательную,
исполнительную и судебную, которые должны
быть конституционно разграничены. Однако
при этом органы указанных ветвей государственной
власти должны действовать согласованно,
взаимодействуя друг с другом. Это позволяет
создать систему взаимного контроля, что
исключает возможность установления деспотического
режима.
В президентской республике, какой является
и Россия, координацию указанных ветвей
власти, снимающую их потенциальную и
действительную конфликтность, осуществляет
президент, для чего он наделен соответствующими
конституционными полномочиями (формирование
правительства, возможность при определенных
условиях роспуска парламента, законодательная
инициатива и др.).
Основные признаки и черты правового государства
Общие признаки правовых и не правовых
государств:
1) Правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Этот аппарат состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения состоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.
2) Правовое государство располагает
3)Правовое государство,
так же как и все другие государства, обладает
Основы правового государства
Существует три основы правовогогосударства:
1) Экономической основой правового государства
являются производственные отношения,
базирующиеся на многоукладности, на различных
формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной,
частной и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно производителям
и потребителям материальных благ; индивидуальный
производитель выступает как собственник
продуктов своего личного труда. Правовое
начало государственности реализуется
только при наличии самостоятельности
и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства
участников производственных отношений,
постоянный рост благосостояния общества
и его саморазвитие.
2) Социальную основу правового государства
составляет саморегулирующееся гражданское
общество, которое объединяет свободных
граждан - носителей общественного прогресса.
В центре внимания такого государства
находится человек и его интересы. Через
систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия
для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается
плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов управления
к правовой государственности связан
с резкой переориентацией социальной
деятельности государства. Прочная социальная
основа государства предопределяет стабильность
его правовых устоев.
3) Нравственную основу правового государства
образуют общечеловеческие принципы гуманизма
и справедливости, равенства и свободы
личности. Конкретно это выражается в
демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия,
в приоритете прав и свобод личности во
взаимоотношениях с государством, защите
прав меньшинства, терпимости к различным
религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное
государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей,
населяющих страну. Осуществляя верховенство,
всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает
свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех без
исключения граждан. Принуждение в правовом
государстве осуществляется на основе
права, ограниченно правом и исключает
произвол и беззаконие. государство применяет
силу в правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает свободе других людей.
Признаки и черты, характеризующие правовое
государство
1) Верховенство закона. В соответствии
с данным признаком или принципом ни один
государственный орган, ни одно должностное
лицо, никакие коллективы, государственные
или общественные организации, ни один
человек не освобождается от обязанности
подчинятся закону.
2) Формирование и существование правового
государства в любой стране предполагает
установление не только формального, но реального
господства закона во всех сферах жизни
общества, расширение сферы его прямого
воздействия на общественные отношения.
3)
Полная гарантированность и незыблемость
прав и свобод граждан, а также установление
и поддержание принципа взаимной ответственности
гражданина и государства.
Как граждане несут ответственность перед
государством, так и государство должно
нести ответственность перед гражданами.
По действующей Конституции России «в
Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии
с настоящей Конституцией» (ч.1 ст. 17). Конституция
провозглашает, что «государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств» (ч.2 ст. 19).
4)
Важной особенностью правового государства
является реализация принципа разделения
властей.
Разделение властей – принцип (или теория),
исходящий из того, что для обеспечения
процесса нормального функционирования
государства в нем должны существовать
относительно независимые друг от друга
власти: законодательная, исполнительная
и судебная. Законодательная власть должна
принадлежать парламенту, исполнительная
– правительству, судебная–суду.
5) К важнейшим особенностям правового
государства относится - поддержание в
обществе режима демократии, законности
и конституционности,
6) Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должны быть реально обеспечены права и свободы рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводится в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Условия и предпосылки создания правового
государства
1. Необходимость достижения высокого
уровня политического и правового сознания
людей, с выработкой у них для активного
участия в политической и общественной
жизни высокого уровня культуры.
2.Привитие населению потребности сознательного
участия в управлении государственными
и общественными делами; наличие в обществе
прочного правопорядка, незыблемой законности
и конституционности; утверждение принципа
плюрализма мнений и суждений во всех
сферах жизни и общества и государства;
развитие и углубление в экономике, политике,
культуре, науке, социальной сфере принципов
реальной демократии.
3.Создание внутренне
единого, непротиворечивого законодательства.
Существующие ныне противоречия в правовой
системе страны, возникающая время от
времени борьба федеральных законов и
законодательных актов, издаваемых на
местах, не только не приближают Россию
к правовому государству, но и даже отдаляют
от него. Пренебрежительное отношение
к федеральным законам автоматически
порождает такое же отношение и к местным
актам, ведет к трагическим последствиям
для многих миллионов людей. Не подлежит
никакому сомнению тот факт, что законы
жизненно важно соблюдать, а не нарушать.
Добиваться в случае устарелости, явного
или кажущегося консерватизма и отсталости
от жизни их немедленной отмены конституционным
путем, а не преступать их границы и не
разрушать тем самым регулируемые ими
хозяйственные, социальные, культурные,
политические и иные связи в обществе.
4.Наличие в стране гражданского общества.
Среди составных частей гражданского
общества при этом выделяются, прежде
всего, такие ассоциации, как клубы, университеты,
церковь, семья, объединения бизнесменов
и др. Все они относительно самостоятельны
применительно друг к другу, а также независимы
от государства.
Гражданское общество выступает не только
как гарант последовательного и непрерывного
развития цивилизации, но и как важнейшее
условие, гарант существования и развития
самого правового демократического государства.