Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.5
Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.6
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.3

Оглавление

Введение 3 стр.
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве 5 стр.
2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства
2.1. Понятие правового государства 8 стр.
2.2. Признаки правового государства 8 стр.
а) разделение властей 9 стр.
б) верховенство закона 12 стр.
в) реальность прав и свобод гражданина 14 стр.
г) защита прав и свобод человека 15 стр.
д) верховенство конституции 15 стр.
е) взаимная ответственность государства и личности 16 стр.
ж) признание человека высшей ценностью государства 17 стр.
2.3. Пути формирования и основы правового государства 18 стр.
3. Соотношение государства и гражданского общества 20 стр.
4. Правовое государство в современной России 24 стр.
Заключение 28 стр.
Список использованной литературы 29 стр.

Файлы: 1 файл

курсов правов госуд.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

Российский государственный  социальный университет

Филиал в г. Мурманске

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Актуальные проблемы теории государства и права

По теме: «Правовое государство»

 

выполнила студентка заочного отделения 3 курса

Комракова Валентина Николаевна

по специальности 03051.65 «Юриспруденция»

Руководитель: С.Н. Байжуминов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск-2012

Содержание:

Введение

3 стр.

1.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве

5 стр.

2.

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

 
 

2.1. Понятие правового  государства

8 стр.

 

2.2. Признаки правового  государства

8 стр.

 

а) разделение властей

9 стр.

 

б) верховенство закона

12 стр.

 

в) реальность прав и свобод гражданина

14 стр.

 

г) защита прав и свобод человека

15 стр.

 

д) верховенство конституции

15 стр.

 

е) взаимная ответственность  государства и личности

16 стр.

 

ж) признание человека высшей ценностью государства

17 стр.

 

2.3. Пути формирования  и основы правового государства

18 стр.

3.

Соотношение государства  и гражданского общества

20 стр.

4.

Правовое государство  в современной России

24 стр.

Заключение

28 стр.

Список использованной литературы

29 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных  условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового  государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно  использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства  в России.

Существуя в рамках огромного  исторического времени, правовое государство  не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного  времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Следует также отметить что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями  права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь  к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его  жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

 

1. Возникновение  и развитие учения о правовом  государстве

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века –  в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.).

С идеей правового государства  связывались поиски более совершенных  и справедливых форм жизни. Мыслители  античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.1

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась  справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, —  писал Аристотель, — нет места  и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать  над всем…”.2 Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители  того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.

Цель государства он видел  в возможности свободного пользования  имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

____________________________________________________________

1* Правовое государство,  личность, законность: Правовое государство:  история идей и современность  / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5

2* Политология: Учебник  для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.319

Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Значительный вклад в  разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, признаки  и пути формирования правового  государства.

2.1 . Понятие правового государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому  государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти.3

Правовое государство  — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.4

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.5

Правовое государство  по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного  индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и  либерально-демократическим политическим режимом.6

Правовое государство  – объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации  общества и управления им.3

Ценностный смысл идеи правового государства состоит  в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности  его свободы, подчинении государства  обществу.

 

__________________________________________________________

2* Политология: Учебник  для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

3* Общая и прикладная  политология: Учебное пособие./ Под  общей редакцией: Жукова В.И., Краснова  Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 148.

6* Венгеров А.Б. Теория  государства и права: Учебник  для юридических вузов. – 3-е  изд. – М.: Юриспруденция, 2000. –  стр.516.

2.2. Признаки правового государства.

Основными признаками правового  государства являются:

· Разделение властей;

· Верховенство закона;

· Признание, соблюдение, обеспечение  и защита прав и свобод человека;

· Социальная и юридическая  защищенность личности;

· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования  в системе государственных институтов, созданных на основе права;

· Недопущение монополизма  в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

· Соответствие внутреннего  законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных  норм);

· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а  не средством решения тех или  иных государственных проблем;

· Верховенство и прямое действие конституции;

· Единство прав и обязанностей граждан.

· Наличие развитого гражданского общества;

· Внешний и внутренний суверенитет государства;

· Взаимная ответственность  человека и государства;

Признаки правового государства  отражают основные его черты, которые  обязательно должны в нем присутствовать.5

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и

____________________________________________________________

5* Якушев А.В., «Конспект  лекций по теории государства  и права», М – 02, стр. 39.

судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.7

Разделение властей –  это показатель развитости права  и государства. По идее законодательная  власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а  судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается  активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании  актов, принятых законодательным органом.8

Исполнительная власть —  это вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение  исполнения законов и других актов  законодательной власти.9

б) Верховенство закона, «связанность» государства  законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

___________________________________________________________

7* Василик М.А., Вершинин  М.С. Политология: Элементарный  курс: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

8* Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., – М.: Юристъ, 2000. –стр.426.

9* Конституция Российской  Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

В свою очередь, законы в  таком государстве должны быть правовыми.10 Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства.7

Информация о работе Правовое государство