Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.5
Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.6
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.3

Оглавление

Введение 3 стр.
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве 5 стр.
2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства
2.1. Понятие правового государства 8 стр.
2.2. Признаки правового государства 8 стр.
а) разделение властей 9 стр.
б) верховенство закона 12 стр.
в) реальность прав и свобод гражданина 14 стр.
г) защита прав и свобод человека 15 стр.
д) верховенство конституции 15 стр.
е) взаимная ответственность государства и личности 16 стр.
ж) признание человека высшей ценностью государства 17 стр.
2.3. Пути формирования и основы правового государства 18 стр.
3. Соотношение государства и гражданского общества 20 стр.
4. Правовое государство в современной России 24 стр.
Заключение 28 стр.
Список использованной литературы 29 стр.

Файлы: 1 файл

курсов правов госуд.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни страны, непосредственно выражающий государственную  волю и обладающий высшей юридической  силой.

По своему значению закон  является правовым актом первичного характера, то есть юридическим предписанием. По своим юридическим свойствам закон представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Законы образуют ядро, стержень правовой системы государства. Все  это и предопределяет верховенство закона.

Верховенство закона —  именно требование законности и один из признаков действительно правового  государства. Поэтому это должно соблюдаться в работе правоохранительных органов. Соблюдение этого требования в частности охватывает следующие  основные моменты:

а) существенность законодательства;

б) полнота законодательства;

в) непререкаемость законодательства;

г) совершенство законодательства по его содержанию — его устойчивость, систематическое обновление и др.;

д) культура законодательства (юридическое совершенство) —правильное и единообразное понимание законов.

____________________________________________________________

7* Василик М.А., Вершинин  М.С. Политология: Элементарный  курс: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

9* Конституция Российской  Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

В правовом государстве все  подвластно закону: и граждане, и  должностные лица, и органы власти и управления, и само государство.

Закон – единственно возможное  средство выражения и закрепления  потребностей и интересов каждого  человека и всего общества, превращения  воли народа в общеобязательный регулятор  общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.3

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.2

Правовое государство  немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции  России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так  и называется “Права и свободы  человека и гражданина”. В этой главе  утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и  не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.9

В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения  дважды за одно и то же преступление.

В статье 56 установлено, что  в период чрезвычайного положения  могут ограничиваться некоторые  права человека, кроме основных.

г) Защита прав и свобод человека — это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая  попытка повлиять на государство  или на его отдельные органы.10

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

____________________________________________________________

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

3* Общая и прикладная  политология: Учебное пособие./ Под  общей редакцией: Жукова В.И., Краснова  Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

9* Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

е) Взаимная ответственность государства и  личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.2

Правовое государство  обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет возможность  участвовать в общественной жизни  страны.

ж) Признание  человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18.9 При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

9* Конституция Российской  Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

2.3. Пути формирования правового  государства и его основы.

1. Превращение закона  в решающее средство управления  всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение  соотношения закона с подзаконными  актами в пользу первого.3

2. Добиться такого состояния  общества, при котором соблюдение  закона было бы выгоднее, чем его нарушение.3

3. Превращение его правоохранительных  органов в рабочий механизм, активно  содействующий становлению правопорядка.3

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных  структур власти и органов  самоуправления, а также расширение  компетенций последних.3

5. Необходима экономическая  независимость и самостоятельность  индивидуума, поскольку только  экономически самостоятельный гражданин  может быть равноправным партнером  государства в политико-правовой  сфере.10

6. Режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти.10

7. Гражданское общество, т. е. система отношений между  людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. 10

8. Также необходимо создать  нравственную основу правового  государства, которую образуют  общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности.

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

3* Общая и прикладная  политология: Учебное пособие./ Под  общей редакцией: Жукова В.И., Краснова  Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

 

3. Соотношение  государства и гражданского общества.

Гражданское общество - система  экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы.

Правовое государство - это  государство, обслуживающее потребности  гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу  и благосостояние.

            В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения  граждан, и механизмом обеспечения  общего блага. Соответственно, современное  государство — механизм согласования различных потребностей и интересов  граждан и их организаций в  целях обеспечения общего блага. Современное правовое государство  призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

· свободные периодические  выборы;

· представительная по своему характеру форма правления, при  которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом  или избирателям;

· обязанность органов  государственной власти соблюдать  конституцию и действовать совместимым  с законом образом;

· четкое разделение между  государством и политическими партиями;

· деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной  законом;

· вооруженные силы и полиция  находятся под контролем гражданских  властей и подотчетны им;

· права человека и основные свободы гарантируются законом  и соответствуют обязательству  по международному праву и др.

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект  государственной власти, которые  различным образом объединяются, формируя институты.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________  

3* Общая и прикладная  политология: Учебное пособие./ Под  общей редакцией: Жукова В.И., Краснова  Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

4. Правовое государство  в современной России.

В Конституции РФ нашли  свое признание и нормативное  закрепление все три основных аспекта правовой государственности  – гуманитарно-правовой (права и  свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Правово́е госуда́рство— государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Закон—владыка над правителями, а они — его рабы. «Платон»

Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства «Аристотель»

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законов.

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как  минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать  понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения.

 

Заключение.

Российская модель правового государства

Некоторые исследователи ставят под сомнение, является ли Россия правовым государством. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла.

Проект World Justice Project публикует ежегодный индекс по странам мира, который включает 8 показателей: ограничение власти государства, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, фундаментальные права, открытость правления, эффективность правоприменения, доступность гражданского правосудия и эффективность уголовного правосудия. В 2011 году Швеция, Норвегия, Новая Зеландия и Нидерланды заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показателям (по сумме баллов Швеция набрала 7.00 из 8 возможных). Позиция России сильно зависит от показателя; так, по эффективности уголовного правосудия Россия в 2011 году оказалась на 23-м месте в мире (из 66 стран) и лишь на 55-м по ограничению власти государства. В своей группе по доходам (19 стран) позиция России варьирует ещё более сильно: 1-е место по эффективности уголовного правосудия и 16-е по открытости правительства и ограничению власти государства.

Информация о работе Правовое государство