Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
– определить современное понимание гражданского общества и правового государства;
– исследовать закономерности и принципы взаимосвязи гражданского общества и государства;

Оглавление

Введение ...............................................................................................................
Глава 1. Сущность и структура гражданского общества ...................................
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Сущность гражданского общества
1.3. Структура гражданского общества
Глава 2. Правовое государство, его сущность и принципы
2.1. Понятие и сущность правового государства
2.2. Принципы правового государства
2.3. Значимость гражданского общества и правового государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГРАЖД.ОБЩ. И ПРАВОВОЕ ГОС-ВО!.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в том – какое, с какими функциями. Оно нужно прежде всего для создания организационно-правовых основ жизни. Ослабление роли государства при проведении реформ в России – одна из самых серьёзных ошибок реформаторов, которая теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться.

Суммируя вышеизложенное, можно кратко определить гражданское  общество как открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся  общество, в котором центральное  место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Становление гражданского общества в России – магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. И несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведёт в конечном счете к достижению указанной цели.

 

Глава 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ

           2.1. Понятие и сущность правового государства

 

С гражданским обществом  тесно связано и правовое государство.

Размышления о том, что  такое правовое государство, когда  появилась его идея и как она развивалась, каковы цель и назначение правового государства – практически всегда возникали у философов, историков, юристов, вне зависимости от их взглядов и суждений. Но независимо от их суждений и взглядов существование правового государства ассоциировалось у них с торжеством закона, законности, гуманизма, добра и справедливости.

Идеи античности представляют определённый интерес для истории  идеи правового государства. С идеей  правового государства связывались  поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно. Великие умы древности заложили важнейший постулат правового государства – закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правителями. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Следующим этапом формирования идей о правовом государстве можно  назвать эпоху Просвещения, Новое  время, т.е. эпоха начавшихся демократических  революций (XVII – XVIII вв.). В этот период в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли следующие прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Идеи правовой государственности  развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и прежде всего естественно правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных полномочий различных органов государства и т.д. Именно на этом этапе были сформированы отдельные принципы правового государства.

Позже идею правового  государства развил немецкий философ  Имануил Кант, считавший, что в  правовом государстве источником нравственных и правовых законов выступает практический разум или свободная воля людей. И именно с его именем чаще всего связывают идею правового государства.

Это считается третьим  этапом – этапом становления теории правового государства как целостной  философской и политико-юридической концепции. Термин «правовое государство» ввёл в научный оборот Роберт фон Моль, который прочно утвердился в немецкой юридической литературе и получил в дальнейшем широкое распространение.

Следующее рождение идея правового государства обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждение демократии.

В современном понимании  правовое государство (англ. Law juridical legal state) – это тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основе правового государства находится юридическое и фактическое равенство государственной власти, гражданина, общества перед законом. Высшая власть в правовом государстве – это власть закона, которому в равной мере подчиняются все – от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан.

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

В идее правового государства  можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее  полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.4

Права человека как главное  звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного  воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный  период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство характеризуются общими закономерностями возникновения и  функционирования, т.к. существовать и  эффективно действовать они могут  только вместе. Оба феномена имеют  в своей основе право, что свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для неё необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

 

2.2. Принципы правового  государства

 

Из определения правового  государство вытекают тесно связанные  с гражданским обществом принципы правового государства:

господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона;

незыблемость, гарантированность  и реальность прав и свобод человека и гражданина;

взаимная ответственность  гражданина и государства;

принцип разделения властей как конституционный политический принцип;

принцип правовой экономики;

основой правового государства  может служить только развитое гражданское  общество, которое надёжно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего, – исполнительной.5

Рассмотрим основные признаки правового государства.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В  системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и  защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах, равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

Основной закон правового государства – конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни, всё текущее законодательство должно ей соответствовать. Приоритет конституции является неотъемлемой чертой правового государства и поэтому правовое государство – это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает  прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового  порядка в обществе.

Незыблемость, гарантированность  и реальность прав и свобод человека и гражданина. Человек, его и права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей целью, они – цель государственного развития. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».6 Современное понимание обеспечения интересов личности позволяет во главу угла общественного развития ставить исключительно человека и его интересы. Государственное вторжение в сферу индивидуальной автономии личности ограничивается посредством признаваемых за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены или произвольно ограничены государством, а в случае нарушения данных прав они обеспечивается судебной защитой. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Всё, что не запрещено индивиду, ему дозволено», – и наоборот: « Всё, что не дозволено власти, ей запрещено». Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Взаимная ответственность  государства и личности является способом ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берёт на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Осязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится и ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и  личности является важной составной частью объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований юридическая обязанность всех и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации и деятельности правового государства. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество