Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
– определить современное понимание гражданского общества и правового государства;
– исследовать закономерности и принципы взаимосвязи гражданского общества и государства;
Введение ...............................................................................................................
Глава 1. Сущность и структура гражданского общества ...................................
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Сущность гражданского общества
1.3. Структура гражданского общества
Глава 2. Правовое государство, его сущность и принципы
2.1. Понятие и сущность правового государства
2.2. Принципы правового государства
2.3. Значимость гражданского общества и правового государства
Заключение
Список использованной литературы
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства. «Многогранное обслуживание государством гражданского общества предполагает и создание правовых условий для деятельности и независимых средств массовой информации, без вмешательства государства распространяющих информацию среди неопределенного круга адресатов».7
Принцип правовой экономики.
Экономической основой
Взаимодействие гражданина и государства. Огромное значение для функционирования правового государства имеет существование и развитие гражданского общества, которое можно охарактеризовать как совокупность семейных, религиозных, нравственных, национальных, экономических и других отношений и институтов общества, с помощью которых удовлетворяются интересы личности и их групп.8 Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение, как частных интересов, так и общих. Основой правового государства может быть только развитое гражданское общество. Степень развития гражданского общества зависит от стабильности и прочности конституционного строя. Гражданское общество является необходимой средой становления правового государства. Развитие полноценных институтов гражданского общества способствует построению правового государства.
Таким образом, правовое
государство может существовать
только в паре, в связке с гражданским
обществом, обеспечивая его
В Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».9 И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения её роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу ещё далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен её истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
2.3. Значимость гражданского
общества и правового
Задача достигнуть такого состояния общества, когда личные и особенные интересы будут только творческими и бесконфликтными, конечно, является коренной, и именно в её решении заключено зерно. Однако это решение лежит в будущем развитии общественного сознания, общественного устройства и общества в целом. В отношении личных интересов и свободе личности здесь и сейчас нам нужно ставить более узкую задачу: необходимо, чтобы была обеспечена свобода для реализации творческих начал личности и ограничена возможность конфликтного удовлетворения личного и группового интересов в ущерб интересов других людей и общества.
Даже по этому узкому вопросу, решение зависит не только от политического устройства общества, но и от развития и состояния общественного сознания, то есть общества в целом. Но всё же нам должны быть видны уже выработанные в историческом процессе политические общественные механизмы, способствующие решению, которые, по-видимому, послужат ещё в ближайший исторически обозримый период времени. В самых общих контурах эти механизмы базируются на следующем:
государство как субъект власти в обществе обособлено от общества;
объективно существует гражданское общество;
гражданское общество стремится сдерживать и влиять на государство;
выработано право, которое носит общечеловеческий (общественный в широком смысле) характер; его нормы, принципы и ценности формируются как государством, так и гражданским обществом; оно признано и обеспечивается мерами как государства, так и гражданского общества.
Существование этих четырёх больших политических условий ещё не определяет, что развитие общества должно было или должно будет пойти по тому направлению, но всего лишь позволяет общественному потенциалу осуществиться и в условиях противостояния гражданского общества и государства, поднять личность и её интересы на должную высоту.
В гражданском обществе сильны либеральные ценности и, влияя на государство, гражданское общество отстаивает, в том числе и их, т.к. это стало уже общественным интересом. Политически значимое влияние на государство сводится, в основном, к предотвращению неограниченного расширения государственной власти и к приданию государственной власти и государству положительных черт и функций. Гражданское общество отстаивает базу для своего полноценного существования и влияния на государство. Оно борется за независимость от государства своих институтов, стремится сохранить свободу предпринимательской деятельности, обеспечить независимость от государства средств массовой информации. Гражданское общество отстаивает право народа участвовать в деятельности государства, политической деятельности, право граждан избирать и быть избранными, право граждан на митинги и демонстрации и тому подобное, и значит, гражданское общество стремится укрепить демократию.
Обособленность государства от общества предопределяет произвол власти, т.е. власть исходит из субъективной воли государства. Обеспечение личной (субъективной) свободы только для государства никак не достаточно. При отсутствии влияния гражданского общества на государство, власть со временем всё более отдаляется от общества, начинает путать личные государственные интересы с общественными и игнорирует общество.
Среди разных форм ограничения государства особое место занимает правовое ограничение, которое выражает, в первую очередь, распространение обязательного действия права на государство и, во вторую очередь, закрепление в праве таких норм и принципов, которые обеспечивают равенство государства и личности, а также другие ограничения государства. И говоря о правовом ограничении государства, мы уже приступаем к рассмотрению правового государства. «Понятие правового государства (господствующее мнение) выражает связанность государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе конституции. Особую роль в этой связанности государства играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы».19 Связь гражданского общества и государства ограниченного правом (правового государства) очевидна. «Поскольку понятие правового государства возникло именно в борьбе гражданского общества с бюрократическим государством абсолютистской монархии, оно с самого начала было определяемо гражданским обществом».20
Разумная организация
правового государства
В условиях правового государства свобода государства сочетается со свободой личности. А, говоря о творческой реализации свободы государства во благо всех, можно уже говорить о социальном государстве – т.е. государстве, направляющем свою деятельность и обязанном направлять свою деятельность во благо всего общества в целом, всех и каждого в отдельности. А также говорить о гуманизме, т.е. о ценности каждой личности и её неповторимых свободных и благих инициатив.
Обособление от общества, государства как субъекта власти, существование и влияние гражданского общества на государство (в т.ч. посредством демократического процесса), построение правового государства – всё это создает механизм для совершенствования и развития человечества. Современное человеческое общество, в этом плане, находится сейчас на таком уровне развития, когда ему действительно требуется серьёзное и значительное укрепление позиций личности, гражданского общества, демократии, правового государства. Но уже сейчас можно видеть, что дальше нас должно ждать гуманистическое общество, где принципы описанного механизма, такие как сдерживание, конфронтация, борьба и тому подобное, все больше будут отходить на второй план по той причине, что проявления личности (всех и в том числе государства) будут положительными, т.е. во благо всех и каждого, просвещенными, а негативные проявления реже будут встречаться. Человеческое общество (и гражданское общество, и правовое государство) обеспечивает свободу личности и не вторгается в её сферу, а также способствует жизнедеятельности личности. Вокруг сферы свободы личности общество создаёт поле для того, чтобы свобода личности никем не нарушалась и творческая деятельность личности могла быть реализована, достигла своих результатов. Общество, в числе функций которого имеется такое социальное действие, стремится к реализации потенциала любой личности, к достижению успеха каждым человеком. Это общество для человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно заключить, что в современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.
Правовое государство
– это многомерное
Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество