Правовй статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

В правовом статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики есть ряд общих черт, но есть и особенности, которые связаны с порядком их избрания и деятельности. Например, депутат Палаты представителей обязан работать а парламенте на профессиональной основе, а член Совета Республики осуществляет свою деятельность, как правило на непостоянной основе.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 36.99 Кб (Скачать)

По вопросам  своей  парламентской  деятельности  депутат Палаты представителей,   член   Совета   Республики    пользуются    правом 
первоочередного   приема   должностными   лицами   расположенных  на территории  Республики  Беларусь  государственных  органов,  органов общественных  объединений,  учреждений,  организаций  и предприятий, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Республики  Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами. 
     При исполнении своих полномочий данные лица пользуются правом доступа в государственные органы,  органы общественных объединений, в учреждения, организации, на  предприятия Республики Беларусь.

Порядок  доступа  в  учреждения,  организации,  на  предприятия  или  в их подразделения,  посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, устанавливается законодательством.    

Также  депутат Палаты представителей,  член  Совета  Республики  могут принимать   участие  в  проверках  работы  государственных  органов, органов  общественных   объединений,   учреждений,   организаций   и предприятий,   проводимых   органами   государственного  контроля  в установленном законодательством порядке.    

 В случае  если депутат   Палаты представителей,    член    Совета    Республики  обнаружит нарушение законности, то он вправе   направить 
представление должностному лицу правоохранительных  или  контрольных органов,   других   государственных  органов,  органов  общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий. 
     Должностные лица государственных органов,  органов общественных объединений,  учреждений,  организаций  и   предприятий,   а   также 
работники  милиции,  к  которым  направлено  такое представление,  должны принять меры  к 
устранению нарушения, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности  с  последующим  информированием  об  этом  депутата 
Палаты представителей, члена Совета Республики.

Для осуществления  депутатских   полномочий   депутаты   Палаты представителей  могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.

Законом специально регулируются взаимоотношения  депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с избирателями.

Можно выделить следующие формы  работы депутатов и членов Совета Республики с населением:

- проводят собрания избирателей  округа, населения административно-территориальной единицы;

-  проводят встречи с трудовыми коллективами;

 - информируют избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе в Парламенте во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;

- рассматривают поступившие предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределах своих полномочий своевременному решению содержащихся в них вопросов;

- ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения.

В своей работе депутат Палаты представителей, член Совета Республики взаимодействуют с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в рассмотрении государственными органами вопросов, поставленных в обращении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Также они осуществляют контроль за рассмотрением полученных ими обращений граждан в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях, принимают личное участие в их рассмотрении и контроле за реализацией принятых по обращениям граждан решений. 

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики в случае необходимости  могут по согласованию с должностными лицами государственных органов, органов  общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, расположенных  на территории избирательного округа, административно-территориальной единицы, привлекать их к участию в приеме граждан, рассмотрении обращений граждан. Не позднее чем за три дня до начала приема депутат Палаты представителей, член Совета Республики уведомляют руководителя государственного органа, органа общественного  объединения, учреждения, организации  и предприятия о времени и  месте проведения приема.

По результатам рассмотрения предложений, заявлений или жалоб граждан  депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут направить  представление должностным лицам  соответствующих государственных  органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен, что еще раз подчеркивает наличия императивного мандата в Республике Беларусь. Ведь депутат обязан периодически, но не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и тех ее органов, в состав которых он избран или входит по должности.  Отчет депутата может быть проведен также по требованию не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Информация об отчете может быть передана по местному радио и телевидению, опубликована в местной печати. Расходы, связанные с использованием средств  массовой информации, помещений, транспорта, оборудования для отчетов, встреч и  общения депутата с избирателями, осуществляются за счет республиканского бюджета.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения оказывают депутату Палаты представителей содействие и  необходимую помощь в проведении встреч и собраний с избирателями по отчету о проделанной им работе. С этой целью местные исполнительные и распорядительные органы выделяют помещение, оборудование, транспорт, заблаговременно  извещают граждан о времени, месте  проведения отчета депутата или его  встречи с избирателями. 

Также данные органы предоставляют депутату Палаты представителей по его просьбе материалы, необходимые для отчетов, встреч и выступлений перед избирателями. Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные средства массовой информации обеспечивают объективное освещение отчетов, встреч депутата с избирателями.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать  с правом совещательного голоса в  заседаниях органов местного управления и самоуправления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики по поручению руководства  палат обеспечиваются в установленном  порядке документами, принятыми палатами Национального собрания Республики Беларусь, а также другими информационными и справочными материалами.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют преимущественное право выступать по вопросам своей  деятельности в государственных  средствах массовой информации. При  этом материалы, представляемые депутатом  Палаты представителей, членом Совета Республики по поручению соответствующей  палаты и ее органов, подлежат обязательному  опубликованию или распространению  через государственные средства массовой информации в срок, согласованный  с депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики, но не позднее  семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики материалов без их согласия не допускается.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют специфический  круг прав и обязанностей при осуществлении  своих полномочий в таких сферах своей деятельности, как работа в  Парламенте, работа с избирателями, взаимодействие с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями.

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Законом предусмотрено создание условий  для работы в Парламенте депутату Палаты представителей, члену Совета Республики при осуществлении своих  полномочий государство гарантирует  и обеспечивает необходимые условия  для беспрепятственной и эффективной  реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г., другими законами Республики Беларусь.

Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики можно разделить на следующие  виды:

- организационные гарантии;

- материальные гарантии;

- гарантии трудовых прав;

- гарантии неприкосновенности.

Организационные гарантии связаны с обязанностью государственных органов, предприятий, учреждений, организаций создавать необходимые условия для осуществления депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики своих полномочий.

Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия  предоставляют им возможность пользоваться служебными, библиотечными фондами и архивами, средствами связи, электронно-вычислительной, копировально-множительной  и печатной техникой.

Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения  профессионального уровня депутатов  Палаты представителей, членов Совета Республики.

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни  для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.

Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления  иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену  Совета Республики в административно-территориальной  единице руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного  органа либо администрацией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-территориальной единицы, предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

Депутату Палаты представителей, члену  Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, для осуществления парламентской  деятельности предоставляется служебное  помещение в здании соответствующей  палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, обеспечивающими  необходимые условия для работы.

Материальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с возможными материальными потерями и издержками при исполнении ими своих функций.

В мировой практике давно  признано, что члены парламента должны получать вознаграждение, которое в  конституциях и законах часто  называется "индемнитетом". Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ, оно исходит из того, что для осуществления депутатской деятельности парламентарии нуждаются в поездках к избирателям, привлечении опытных помощников и т. д. Необходимы также медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии. Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность создания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.

Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением  председателей палат Парламента, их заместителей, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Члену Совета Республики, не работающему  в Совете Республики на профессиональной основе, выплачивается доплата к  заработной плате в размере разницы  между средним заработком по основному  месту работы и денежным вознаграждением  члена Совета Республики, работающего  на профессиональной основе.

Депутату Палаты представителей, члену  Совета Республики ежемесячно возмещаются  расходы, связанные с их парламентской  деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством, причем эти компенсационные выплаты не облагаются подоходным налогом (ст. 32 Закона)

Депутату Палаты представителей, члену  Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, не имеющим в городе Минске жилой  площади или стоящим на учете  для улучшения жилищных условий, по их заявлению не позднее шести  месяцев со дня начала работы на профессиональной основе предоставляется  в городе Минске служебное жилое помещение для проживания с членами семей. На период до получения служебной жилой площади депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных законодательством.

В соответствии с Постановлением Совета Министров от 03.02.1999 г. № 180 возмещение этих расходов производится ежемесячно при наличии договора, подтверждающего  факт найма жилого помещения по фактической  стоимости, но не более 1,7 минимальной  заработной платы в сутки.

Информация о работе Правовй статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики