Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:56, курсовая работа
С образованием Межпарламентской Ассамблеи начался качественно новый этап в сотрудничестве парламентов стран СНГ, в развитии совместной законотворческой практики. Главной стратегической задачей Межпарламентской Ассамблеи является создание модельного законодательства, которое приобщило бы нас друг к другу.
Введение
1. Парламент РК – высший законодательный и представительный орган.
2. Полномочия Парламента
3. Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента.
4. Статус депутата Парламента РК
5. Законодательный процесс в Парламенте, акты, принимаемые Парламентом.
Заключение.
Парламент Республики Казахстан, его правовой статус.
Введение
1. Парламент РК – высший законодательный и представительный орган.
2. Полномочия Парламента
3. Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента.
4. Статус депутата Парламента РК
5. Законодательный процесс в Парламенте, акты, принимаемые Парламентом.
Заключение.
Основываясь на Конституции Республики Казахстан, рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.” К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В этой курсовой работе будет подробно рассмотрен Парламент Республики Казахстан, его правовой статус.
Парламент пришел на смену «однозвенному» органу представительной власти Республики Казахстан Верховному Совету, который был учрежден как высший представительный орган Конституцией Казахской ССР 1937г. В Конституции Казахской ССР 1978г. Верховные Совет также был признан высшим органом государственной власти, он был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР к ведению Республики. Верховный Совет Казахской ССР не был Парламентом, так как не было разделения власти и постоянно работающего высшего представительного органа.
Конституционный закон РК « О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, в результате чего был сделан важный шаг для создания Парламента и парламентаризма.
Согласно Конституции Республики Казахстан 1993 года Верховный Совет признан единственным законодательным и высшим представительным органом Республики. Верховный Совет был наделен широкими полномочиями, что препятствовало деятельности принципа разделения государственной власти, не была закреплена система сдержек и противовесов. Дальнейшее проведение реформ выявило неэффективность республиканских органов власти, в первую очередь представительных, которые не могли оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения. Результаты работы отдельных органов Верховного Совета двенадцатого созыва, функционировавших на постоянной основе, также подтверждали необходимость создания профессионального Парламента. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли Верховному Совету вмешиваться в деятельность Правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики. Непостоянно действующий Верховный Совет не мог справиться со своими функциями, и не смог стать Парламентом, и парламентарная Республика в Казахстане не состоялась.
Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.
В Конституции Республики Казахстан 1995 года в статье 49 закреплено, что Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Как высший представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии. Народ не только непосредственно, но и через Парламент выражает свою политическую волю.
Парламент является также органом, осуществляющим законодательные функции. Такая формулировка отличается от характеристики Конституцией Республики Казахстан 1993 г. Верховного Совета как единственного законодательного органа. В Конституции Республики Казахстан 1995 г. Парламент не считается единственным законодательным органом. Это объясняется тем, что в предусмотренных Конституцией случаях Президент может осуществлять законодательные функции.
Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет, хотя и в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может одобрить или отклонить Программу Правительства и выразить вотум недоверия Правительству.
Таким образом, Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную власть народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Конституция Республики Казахстан впервые закрепила двухпалатную структуру Парламента: Сенат и Мажилис.
Мажилис представляет всех граждан Республики Казахстан, т.е. депутаты Мажилиса выбираются на всеобщих выборах. Депутаты Сената частью выбираются на косвенных выборах, частью назначаются Президентом. Депутаты Сената выражают интересы административно-
Палаты Парламента РК наделены особой компетенцией, решают относящиеся к их ведению вопросы самостоятельно. В Конституции предусмотрены вопросы ведения совместных заседаний Палат Парламента. Палаты Парламента РК на совместном заседании могут рассматривать и решать довольно обширный круг важных государственных вопросов. В этом состоит одна из особенностей деятельности Парламента Казахстана. Это влияет на компетенцию Парламента. Имеется компетенция Парламента, которая реализуется в совместных и раздельных заседаниях Сената и Мажилиса; исключительная компетенция Сената и исключительная компетенция Мажилиса.
Закрепление различной компетенции для Мажилиса и для Сената в Конституции создает систему сдержек и противовесов в деятельности Парламента. Сенату отводится роль ограничителя в отношении Мажилиса с целью предотвратить возможность противостояния исполнительной власти, заниматься популизмом и т.д. Поскольку законопроекты вносятся главным образом по инициативе Правительства, Мажилис подходит к их рассмотрению весьма критически. Как показывает практика, Сенат систему сдержек в отношении Мажилиса пытается использовать с целью недопущения противостояния ветвей государственной власти. Вместе с тем у Парламента тяжелая ноша. Он должен стремиться к преодолению определенного недоверия к нему, сформировавшегося в прошлом, показать свое намерение решать животрепещущие вопрос жизни народа в настоящем и своей законодательной деятельностью создавать правовую базу прогрессивного развития общества. От Парламента, от его плодотворной законодательно деятельности зависит формирование традиций парламентаризма, которого в Казахстане не было в прошлом. В этом должны быть заинтересованы все политические силы, желающие укрепления государства, общества, улучшения жизни людей. В конечном счете Парламент как одна из ветвей государственной власти играет важную роль в построении демократического, правового и социального государства.
Полномочия Парламента РК
Парламент Республики Казахстан в пределах своих полномочий:
1) принимает законы в области государственных секретов, вносит изменения и дополнения к ним;
2) проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения государственных секретов;
3) принимает обращение к Президенту Республики Казахстан об освобождении от должности члена Правительства по результатам заслушивания его отчета по вопросам обеспечения государственных секретов.
Парламент на совместном заседании Палат:
1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и счетного комитета по контролю за изменением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет.
3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;
4) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-Министра Республики, председателя Национального Банка Республики;
6) заслушивает доклад Премьер-Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.
7) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству;
8) решает вопросы войны и мира;
9) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
10) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;
11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;
12) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;
13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.
Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:
1) принимает законы;
2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
3) устанавливает порядок решения вопросов административно-
4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;
5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;
6) издает акты об амнистии граждан;
7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики.
К исключительному ведению Сената относится:
1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателя коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;
2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
5) делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан;
6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.
К исключительному ведению Мажилиса относится:
1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
2) подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;
3) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;
4) объявление очередных выборов Президента Республики;
5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции;
6) выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.
Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:
1) назначает на пятилетний срок на должность трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;
3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;
5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;
6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;
7) формирует координационные и рабочие органы Палат;
8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты.
Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента.
Под формой понимается внешнее выражение какого-либо содержания либо установленный образец чего-либо. Таким образом, под формами парламентской деятельности следует понимать установленный Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами и Регламентами Парламента и его Палат порядок деятельности, определяющий коллективное, свободное обсуждение и решение вопросов.
Основной формой парламентской деятельности является работа депутата в постоянных комитетах и сессиях. Парламент Республики Казахстан функционирует только во время сессий, т.е. в сессионном порядке. Понятие «сессия» не регламентировано ни в одном из нормативных актов, но анализ действующего конституционного законодательства позволяет сделать вывод о том, что сессия – это работа Парламента, Сената и Мажилиса, их Бюро, комитетов и комиссий за период с первого рабочего дня сентября до последнего рабочего дня июня. Сессионная работа Парламента должна способствовать глубокому и всестороннему изучению представляемых законопроектов, получению информации по интересующим депутатов вопросам от должностных лиц государства, осуществлению парламентского контроля. Исходя из этого, сессионная работа Парламента включает: пленарные заседания Сената; пленарные заседания Мажилиса; пленарные заседания Парламента (совместные заседания Палат); заседания Бюро Мажилиса; заседания Бюро Сената; совместные заседания Бюро Сената и Мажилиса; совместные заседания комитетов Мажилиса; совместные заседания комитетов Палат; заседания комиссий Сената; заседания комиссий Мажилиса; заседания совместных комиссий Сената и Мажилиса; деятельность депутатов, не входящих в Бюро, в постоянные комитеты и комиссии.
Сессия Парламента открывается Президентом и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. При открытии сессии Парламента Республики Казахстан исполняется государственный гимн Республики Казахстан. После первой сессии Парламента все последующие называются очередными.
К формам парламентской деятельности относятся также: парламентские слушания; правительственный час; депутатские запросы и вопросы.
Парламентские слушания применяются многими парламентами мира. Парламентскими слушаниями называются те заседания, на которых в обсуждении различных вопросов принимают участие не только парламентарии, но и члены Правительства, специалисты соответствующего профиля, общественные организации. В высшем законодательном органе Республики Казахстан парламентские слушания впервые были введены Регламентом Верховного Совета 13 созыва. В Законе парламентских слушаниям отведенена самостоятельная статья 12, в которой закреплено: Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания; парламентские слушания проводятся по решению бюро Палат постоянными комитатами Палат и могут проводиться в открытой и закрытой формах; парламентские слушания н проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний Палат.
Целью парламентских слушаний является предварительное обсуждение концепций законопроектов, получение всесторонней и объективной информации о ходе реализации законов, выполнении общенациональных и региональных программ по различным направлениям деятельности Правительства, министерств и ведомств, а также углубленный анализ узловых вопросов внутренней и внешней политики государства.
Депутатские вопросы и запросы как форма работы наиболее широко используются депутатами. Они регламентированы в статье 27 Закона.
Правительственный час – это один из видов депутатского запроса. В Регламенте Мажилиса не разработан механизм проведения правительственного часа, лишь в пункте 5 Регламента Мажилиса оговорено, что правительственный час проводится по мере необходимости по пятницам.
Статус депутата Парламента РК
Членов коллегиального представительного органа называют депутатами, делегатами, парламентариями и т.п. Депутатами обычно именуются члены нижних палат парламентов, а члены верхних палат называют по-разному (во Франции Сенаторами, в Великобритании – лордами, в Германии - членами Бундесрата). В Конституции Республики Казахстан члены обеих Палат Парламента названы депутатами , и их различие заключается в порядке избрания и в функциях, которые они призваны осуществлять.
Депутат (от латинского deputatus – посланный) – это лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или самоуправления, представитель определенной части населения – избирателей своего избирательного округа ( в социалистических странах или всей нации ( в демократических государствах).
Конституция и действующее законодательство любой страны наделяют депутата особым статусом . Это прежде всего связано с характером выполняемой ими работы и с той ответственностью, которой наделяется при избрании каждый депутат . Поэтому предоставление особого статуса является важной предпосылкой независимости депутата.
Статус депутата – это положение депутата в представительном органе государственной власти , которое определяется его конкретными правами и обязанностями.
Конституционно-правовой статус депутата определяется нормами Конституции и является базовым исходным началом для определения правового и социального положения депутата. В Конституции отражены наиболее важные элементы статуса депутата, такие как общенациональный характер депутатского мандата, сроки полномочий, права и обязанности, а также гарантии депутатской деятельности.
Правовое положение депутата более четко и полно регламентируется в Конституционном Законе Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». В нем регламентированы вопросы депутатской деятельности в Парламенте, в его Палатах и иных органов, взаимоотношения депутатов с другими должностными лицами и избирателями. Процессуальные стороны депутатской деятельности и правила депутатской этики содержатся в регламентах Парламента и его Палат.
Статус депутата охватывает не только деятельность в Парламенте, но и его положение в обществе в целом. К примеру, многие вопросы работы депутата в депутатской группе, на депутатском посту, а также взаимоотношения с общественными объединениями не урегулированы нормами права. В связи с этим депутат руководствуется обычаями, традициями , сложившейся практикой и правилами общественных объединений, содержащихся в уставах и положениях.
Таким образом , под статусом депутатов следует понимать обусловленное социально –политической сущностью общества его фактическое положение , регламентируемое нормами правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями.
Структура статуса депутата состоит из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата. В нее входят:
- общенациональность депутатского мандата;
- функции депутата (права и обязанности) и формы их реализации;
- гарантии депутатской деятельности.
Депутатский мандат дает депутату право выступать от имени народа, следовательно, депутатский мандат носит представительный характер. С одной стороны, депутат – это полномочный представитель народа, с другой - представитель государственной власти, а с третьей – член коллегиального представительного органа, что в совокупности и определяет социально-политическую природу мандата, которым он обладает.
В содержание понятия статуса депутата входит и порядок избрания депутатов. Согласно Конституции Республики Казахстан депутаты Мажилиса Парламента избираются сроком на 5 лет, а депутаты Сената Парламента – на 6 лет. В целях обеспечения преемственности в деятельности депутатов Сената в Конституции предусмотрено переизбрание половины сенаторов через каждые три года.
Сущность и содержание депутатского мандата определяется воспринятой конституционным законодательством идеей, характеризующей функцию представительства, и это прежде всего связано с характером взаимоотношений депутата с избирателями. В теории проводится различие между двумя типами отношений депутатов с корпусом избирателей. Каждый из них содержит определенный режим ответственности депутатов перед избирателями. Если императивный мандат предполагает ответственность депутата перед избирателями, то свободный мандат предполагает ответственность депутата не перед избирателями, а перед законом и своей совестью.
Большинство современных конституций исходит из принципа свободного (общенационального ) мандата. Согласно этому принципу депутат рассматривается как представитель народа в целом. Это значит, что при осуществлении своих функций он должен учитывать не волю отдельных групп или лиц, а общие интересы всей нации, всего народа.
Принцип свободного мандата предполагает отсутствие каких-либо наказов или поручений со стороны избирателей. Предвыборные обещания депутата не имеют юридически обязывающего значении, они являются лишь его моральным обязательством. Граждане избирают депутатами тех, чьи политические взгляды, принципы, ближе к избирателя, чья политическая платформа более приемлема и полезна для граждан всего государства.
Работая с избирателями, депутаты обязаны принимать меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, вести прием граждан, изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Акимы соответствующих административно-
В отличие от прежнего законодательного органа ( Верховного Совета) нынешний Парламент является профессиональным, а это значит что он действует на постоянной основе и состоит и депутатов -специалистов, имеющих практические навыки в принятии законов, которые приобретаются в течение продолжительной депутатской деятельности. Профессионализм депутатов возрастает в зависимости от увеличения срока пребывания в этой должности. Работа депутатов в Парламенте является основным видом их трудовой деятельности, которую они осуществляют профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение. Таким образом, принцип профессионализма является важной чертой, отличающей современный Парламент в странах СНГ от советских представительных органов и их депутатов.
Деятельность казахстанского Парламента основывается на активности депутатов каждой из Палат Парламента, их профессионализме. Активности депутатов способствует установление общих принципов несовместимости некоторых должностей с депутатским мандатом, нарушение которых влечет за собой прекращение полномочий депутата.
Все ограничения, установленные законодательством, призваны обеспечить беспристрастность и независимость депутатов от каких-либо государственных и общественных органов или частных интересов, а также предоставить депутату возможность сосредоточиться на работе в Парламенте.
Существенное место в раскрытии содержания депутатского мандата имеют основания прекращения деятельности депутата. Депутаты Сената и Мажилиса Парламента избираются не определенные сроки. В Конституции и действующем законодательстве содержится перечень обстоятельств, являющихся основанием досрочного прекращения полномочий депутата Парламента: совмещение депутатом обязанностей депутата Парламента с обязанностями депутата в другом представительном органе; совмещение обязанностей депутата Парламента с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, а также с осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного Совета коммерческой органзации; подача в отставку; роспуск Парламента; вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента; выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан; отклонение обвинения Президента РК в совершении государственной измены на любой его стадии, влекущее за собой досрочное прекращение деятельности депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса; в случае реорганизации и ликвидации политической партии избранные по списку этой партии депутаты Мажилиса прекращают свои полномочия.
Решение о прекращении депутатских полномочий принимается соответствующей Палатой Парламента по представлению Центральной избирательной комиссии РЕ большинством голосов от общего числа ее депутатов и оформляется постановлением Парламента.
Полномочия депутатов – это комплекс прав и обязанностей, обеспечивающий осуществление ими своих функций.
Права и обязанности депутата, за выполнением которых он несет юридическую и моральную ответственность, закреплены в текущем законодательстве и регламентах.
Права и обязанности депутат реализует в выборном органе народного представительства (Парламенте) и в избирательном округе.
Формы депутатской деятельности в Парламенте и его органах могут быть самыми различными. Под ними понимается комплекс организационных средств, используя которые, депутат реализует свои права и обязанности, претворяет в жизнь волю избирателей.
Формами депутатской деятельности в Парламенте являются участие: в заседании Парламента, с правом решающего голоса; в работе комитетов и комиссий Парламента; в работе депутатских объединений – депутатских фракций и групп; в парламентских слушаниях, а также обращение с депутатскими запросами; выполнение поручений Парламента и его органов.
Особой формой парламентской деятельности является участие в работе национальных парламентских делегаций в Межпарламентской Ассамблее СНГ, Парламентском собрании Союза Белоруссии и России, Межпарламентском комитете сообщества Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России.
Главной задачей депутата является участие в законотворчестве, следовательно, из прав, которыми обладает депутат, основным можно назвать право решающего голоса. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на открытых либо закрытых заседаниях Парламента, парламентских комитетов и комиссий.
Поскольку депутат является полномочным представителем народа, он знает интересы и нужды избирателей. Посещая избирательный округ, он выполняет и изучает эти интересы и нужды, чтобы в последующем предложить на рассмотрение Парламента. Депутату предоставляется неотъемлемое право внесения предложений и замечаний по повестке дня сессии, по повестке дня совместных и раздельных заседаний Палат Парламента.
Формами участия депутата в заседаниях Парламента, его Палат и органов являются: предложения. Справки и замечания; выступления на сессиях; сообщения; проекты решений и поправок к ним; участие в прениях; обращения.
Депутат Парламента вправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его палат; вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента; вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов; знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента; осуществлять иные полномочия в соответствии с Конституционным законом, регламентами Парламента и его Палат.
Наиболее важной формой деятельности депутата в Парламенте является депутатский запрос – это официально обращенное на совместном и раздельном заседании Палат Парламента требование депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.
Депутата Парламента имеет право обратиться с запросом к : Премьер- Министру; членам Правительства, председателю Национального банка; председателю и членам Центральной избирательной комиссии; председателю Комитета национальной безопасности; председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; Генеральному прокурору.
Депутаты пользуются правом законодательной инициативы. Реализуя данное право, депутат вносит в Мажилис Парламента законопроект или поправки к нему, предложения о разработке и принятии новых законов, законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании их утратившими силу.
Депутаты имеют право организовывать в Парламенте депутатские объединения двух видов: фракции от зарегистрированных политический партий и общественных объединений. Фракция – организованная группа депутатов, представляющих политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке, которое создается в целях выражения интересов этих объединений в Парламенте; депутатские группы. Депутатская группа – объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работе в избирательных округах.
Депутаты могут быть членами только одной фракции и нескольких депутатских групп. Фракция должна объединять не менее 10 депутатов, а депутатская группа – не менее 15 депутатов Парламента. Полномочия депутатских объединений включают: внесение замечаний и предложений по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядок рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; при прекращении прений настаивать на выступлении от имени депутатского объединения и т.п.
Как член коллегиального представительного органа депутат обязан: лично принимать участие в работе Парламента, в деятельности Палат Парламента и его органов; участвовать на всех заседаниях Парламента и его Палат, участвовать в работе над законопроектами; соблюдать правила депутатской этики; исполнять законы Республики Казахстан и регламенты Парламента и его Палат.
В деятельности депутата при осуществлении его полномочий существенную роль играют гарантии. Это условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом своей деятельности в интересах избирателей и общегосударственных интересах.
В системе организационных, юридических и социально-экономических гарантий определяющее значение имеет иммунитет. Это общеправовой термин. Означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.
Парламентский иммунитет – это неприкосновенность депутатов Парламентов. Она означает запрещение ареста или привлечения к судебной ответственности депутата за все его действия, в т.ч. за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей.
Согласно Конституционному закону « депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приговору, мерам административного взыскания, налагаемым в судебно порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений».
Положение о депутатской неприкосновенности является важным проявлением демократизма государственной системы республики и направлено на устранение возможных случаев необоснованного нарушения прав депутата, в частности при привлечении его в качестве обвиняемого или при аресте за совершенное преступление.
К организационным гарантиям депутатской деятельности относится деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и государственных органов, должностных лиц по созданию необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатами своих полномочий.
Социально-демократические гарантии депутатской деятельности составляют права, обеспечивающие материальную основу его деятельности. Совокупность этих прав определяется понятием « индемнитет».
Депутаты Парламента – граждане Республики Казахстан, поэтому они имеют все права и свободы, предусмотренные для граждан страны. Закон защищает права и свободы депутатов Парламента.
Законодательный процесс в Парламенте, акты, принимаемые Парламентом.
Законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом.
Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит:
Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием; депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением; Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.
Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности, иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два основных значения: 1) порядок деятельности; 2) содержание деятельности. То и другое осуществляются законодательным органом – Парламентом.
Законодательный процесс в Парламенте имеет следующие стадии: 1) внесение законопроекта или законопредложения ( законодательная инициатива); 2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе; 3) рассмотрение одобренного большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса законопроектов в Сенате; на данной стадии принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената законопроект становится законом; 4) санкционирование – подписание закона Президентом; 4) промульгация – официальное провозглашение обнародование закона, принятого Парламентом, официальное опубликование.
Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, определен в пункте 1 статьи 61 Конституции. В него входят депутаты Парламента и Правительство, реализуется оно исключительно в Мажилисе. Депутаты Парламента решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением. Правительство решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления.
Проекты законов, исходящие от органов и лиц, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Мажилис лишь через органы и лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать свою инициативу на любой из стадий ее рассмотрения.
Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что Парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложаение об издании закона или его проект. Но Парламент не обязан принимать соответствующий закон и может принять его в ином содержании и значении, чем предлагалось. Законопроект представляется на казахском и русском языках. Депутату, внесшему законопроект, обеспечиваются необходимая помощь и информация квалифицированных специалистов.
Рассмотрение законопроекта в Мажилисе – на этой стадии законодательного процесса действует строго регламентированная процедура. Подготовка законопроекта к рассмотрению его на пленарном заседании Палаты не должна превышать 120 дней с момента регистрации поступления законопроекта в Аппарат Мажилиса. По результатам обсуждения Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов одобряет основные положения законопроекта или возвращает его субъекту законодательной инициативы с мотивированным обоснованием. Одобренный Мажилисом законопроект передается в Сенат.
Рассмотрение законопроекта в Сенате – поступивший из Мажилиса законопроект рассматривается в течение не более 60 дней со дня его получения. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
Процедура подготовки и принятия законов осложняется в случае разногласий между Палатами Парламента по законопроекту, для преодоления которых производятся согласительные процедуры.
Это происходит в том случае, если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений в законопроект. Если Мажилис тем же большинством голосов согласится с предложенными Сената изменениями и дополнениями в проект закона, закон считается принятым.
Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. Принятый Парламентом закон в течение 10 дней со дня его принятия представляется на подпись Президенту, который в течение 15 рабочих дней должен подписать его и обнародовать либо возвратить закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.
Возражения Президента могут быть преодолены Парламентом, если парламентарии большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение по закону в целом или соответственно его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой закон или статьи были приняты Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в семидневный срок с момента его представления на подпись. Если же в результате голосования Парламент не смог преодолеть возражения Президента, закон считается непринятым, либо, если в возражениях Президента Республики Казахстан была представленная новая редакция соответствующего закона, отдельных статей закона, он считается принятым в этой редакции.
Опубликование закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжающемся издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Официальными изданиями в РК являются газеты « Егемен Казахстан», « Казахстанская правда».
Со времени обретения независимости в РК проведена значительная по объему законодательная деятельность: приняты две Конституции ( 1993г. и 1995 г.), новые Гражданский и Гражданско-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Законы « О политических партиях», «О труде», «О браке и семье», «Об общественных объединениях», и др. Внесены важные изменения и дополнения в Конституцию 1995 г., в Законы «О выборах РК», «О Президенте РК», «О Парламенте РК и статусе его депутатов», « О республиканском референдуме», « О Правительстве РК», уже сыгравших определенную роль в развитии демократических процессов в обществе.
Акты Парламента Республики Казахстан.
Парламент Республики Казахстан является государственным органом и в этом качестве наделен правом принимать определенную совокупность правовых актов нормативного и ненормативного характера.
К правовым актам нормативного характера относятся: законы обычные; конституционные; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; нормативные постановления по вопросам введения в действие законов; правовые акты индивидуального характера - индивидуальные постановления Парламента в целом, индивидуальные постановления Сената и Мажилиса по вопросам своей компетенции.
К актам ненормативного характера, принимаемым Парламентом и его Палатами, относятся обращения, декларации, заявления и т.д. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Конституционного закона «О Парламенте РК и статусе его депутатов» эти акты Парламент Республики Казахстан и его Палаты вправе принимать только по вопросам своей компетенции.
Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. К основным нормативным актам, принимаемым Парламентом, относятся три вида законов, нормативные постановления Парламента и его Палат. К производным нормативным актам, принимаемым Парламентом, относятся Регламенты Парламента и его Палат.
Обычный закон регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимается Парламентом Республики Казахстан , а в случаях предусмотренных в подпункте 4 статьи 53 Конституции, - Президентом страны. Обычные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов.
Особенность конституционных законов состоит в том, что они могут приниматься только по вопросам, предусмотренным в Конституции. Они занимают особое место среди законов.
Основные черты юридической природы конституционных законов закреплены в нормах Конституции РК: во-первых, это законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции; во-вторых, в связи с особой значимостью регулируемых общественных отношений занимающие следующее после Конституции положение в системе действующего права Республики; в – третьих, обладающие приоритетом, большей юридической силой перед другими законами; в – четвертых, установлен особый порядок их принятия: конституционные законы принимаются на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, при этом обязательно проведение не менее двух чтений; та же процедура предусмотрена и при внесении изменений и дополнений в конституционные законы.
Закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, принимается в порядке, установленном в статье 91 Конституции Республики.
Регламент – нормативный акт , регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений.
Заявления – официальное обращение Парламента и его Палат в учреждения или к должностном лицу.
Декларация – официальное заявление Парламента, в котором обычно провозглашаются основные принципы внешней или внутренней политики или основные положения деятельности в конкретной области международных отношений.
Обращение – призыв, речь или просьба Парламента Республики Казахстан к кому –либо.
Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам.
Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных актов и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.
С образованием Межпарламентской Ассамблеи начался качественно новый этап в сотрудничестве парламентов стран СНГ, в развитии совместной законотворческой практики. Главной стратегической задачей Межпарламентской Ассамблеи является создание модельного законодательства, которое приобщило бы нас друг к другу. На этом направлении межпарламентского сотрудничества нужно, видимо, сосредоточить усилия национальных парламентов и повысить эффективность работы самой Ассамблеи, превращая все ее органы в надежный инструмент многосторонней интеграции. Вместе с тем Межпарламентская Ассамблея должна содействовать сближению и гармонизации национальных законодательств.
Первые шаги строительства демократии в государствах Евразийского региона показали, что реальная демократия требует четкого законодательного и государственного обеспечения, планомерного воспитания политической и правовой культуры. Формирование конституционных основ функционирования национальных парламентов – одна из составляющих этого процесса.
Опыт показывает, что становление парламентаризма - процесс сложный. Первый парламент независимого Казахстана, вступив в непреодолимые противоречия с исполнительной властью, самораспустился. Второй парламент был признан нелегитимным на основании решения Конституционного Суда о нарушении законодательства при проведении выборов.
С принятием Конституции Республики Казахстана в 1995 г. Парламент работает на двухпалатной основе. Можно отметить, что полномочия палат Парламента Республики Казахстан и особенности законотворческого процесса в определенной степени напоминают полномочия I Государственной думы и Государственного совета в России начала XX в. Так, все законопроекты, принятые Государственной думой России, должны были поступать в Государственный совет и лишь затем, в случае принятия их советом, представляться на утверждение императору. Фактически Государственный совет был подлинной верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Законотворческий процесс Парламента Республики Казахстан строится по следующей схеме: Мажилис, где реализуются законодательные инициативы, рассматривает и одобряет проект, Сенат принимает или отклоняет закон, вносит свои замечания и предложения; принятый Сенатом закон направляется на подпись главе государства.
Новейшая история парламентаризма Казахстана показывает, сколь долгое время потребовалось, чтобы решился важнейший для казахстанского народа вопрос - аграрный, который остро стоял еще в начале XX в. Новые попытки урегулировать земельные отношения нормами права были сделаны в начале 90-х годов, и только 24 января 2001 г. данный вопрос получил свое законодательное закрепление с принятием Закона Республики Казахстан о земле.
Говоря об исторически сложившихся методах и формах парламентской работы, следует назвать, прежде всего, депутатские запросы. В теории права это важная и эффективная форма депутатской деятельности, но на практике, к сожалению, мы зачастую путаем вопросы и запросы. В результате множество частных, мелких вопросов, не имеющих общественного значения, преподносятся как запросы к главе Правительства, другим руководителям государственных органов. Тем самым мы неправомерно загружаем Правительство текущими вопросами, а в результате теряется значимость этой важной формы парламентской работы.
Изучая историю парламентаризма, мы должны делать для себя выводы, извлекать уроки. Накопленный опыт парламентаризма показывает, что только высокопрофессиональный парламент может успешно решать сегодня сложные задачи создания правовой базы в различных сферах общественной жизни. Авторитет и успех законодательного органа зависит от умелой организации работы политических фракций и депутатских групп, их парламентского сотрудничества при принятии сложных правовых решений. Важным аспектом деятельности Парламента являются его взаимоотношения с Правительством на основе конституционного принципа сдержек и противовесов.
Надо сказать, что в последнее время во взаимоотношениях Парламента и Правительства Казахстана не наблюдалось непреодолимых противоречий. Вместе с тем мы не всегда легко приходим к единому мнению при решении таких сложных вопросов, как бюджет страны, социальное обеспечение граждан, местное государственное управление и самоуправление, государственные займы, кредиты и другие. Так, продолжительное время вместе с Правительством обсуждался проект Налогового кодекса Республики Казахстан. Но процесс успешно завершился, и бюджет 2002 г. был сформирован на основе нового Налогового кодекса.
Полагаем, что при решении сложных правовых вопросов, затрагивающих интересы государства, общества в целом и каждого гражданина, необходимо, прежде всего, достижение согласия двух палат, а затем - Парламента и Правительства. Только разумное движение навстречу друг другу без неоправданной амбициозности может способствовать успешному решению задачи построения правового, демократического и социального государства.
Используемая литература.
1. Конституция 1993г. и 1995 г.
2.Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона « О Парламенте РК и статусе его депутатов» от 16 декабря 1995 г.
3. Сартаев С.С. Высший представительный орган государственной власти КазССР, Алматы 1972 г.
4. Зиманов С.З. « Конституция и законодательная власть в Казахстане» Алматы, 1996г.
5. Сапаргалиев Г. учебник Конституционное право РК
6. Таранов А.А. «Парламент и законодательная власть в Казахстане». Алматы, 1995г.
7. Регламент Парламента РК, Регламент Сената и Регламент Мажилиса.
8. Указ Президента Р, имеющий силу конституционного закона « О выборах в РК» от 28сентября 1995г.
Информация о работе Парламент Республики Казахстан, его правовой статус