Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ правового статуса безработного.
Для достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи:
- выявление особенностей правового статуса безработного;

Оглавление

Введение

1. Правовой статус безработного
1.1. Понятие безработного, его права и обязанности
1.2. Социальная поддержка безработных

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение

 

1. Правовой статус безработного

1.1. Понятие безработного, его права и обязанности

1.2. Социальная поддержка безработных

 

Заключение

 

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования. Основные права граждан в сфере занятости и трудоустройства закреплены в Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ). Необходимость вмешательства государства в регулирование отношений в сфере занятости  и трудоустройства вытекает также из международно-правовых документов.

Известно, что сегодня в качестве основной предпосылки трудоустройства выступает безработица, которая приводит к различным негативным последствиям социального, экономического и психологического характера. Современный рынок труда в России характеризуется также рядом других не менее важных проблем (постоянным ростом безработицы, наличием трудностей в трудоустройстве граждан, особенно наиболее нуждающихся в повышенной социальной защите). Таким образом, несмотря на благополучные на первый взгляд статистические оценки уровня безработицы, можно с определенной степенью уверенности полагать, что проблема безработицы в России относится к разряду глобальных.

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в Российской Федерации ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в Российской Федерации в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел.

Необходимость вмешательства государства в сферу занятости и трудоустройства, в том числе посредством разработки правовых норм, вызвана также ростом миграции в России.

Целью данной работы является анализ правового статуса безработного.

Для достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи:

- выявление особенностей правового статуса безработного;

- изучение социальной поддержки безработных граждан.

Нормативно-правовую базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о занятости) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы о занятости и трудоустройства населения, а также материалы судебной практики.

Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых, как Болдырев В. А., Гусов К.Н., Захаров М. Л., Маврин С. П., Магницкая Е. В., Миронов В.И., Куренной А. М., Филиппова М. В., Хохлов Е. Б. и других.


1. Правовой статус безработного

 

1.1. Понятие безработного, его права и обязанности

 

Согласно определению международных организаций (Международная  организация труда и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

Закон о занятости закрепляет широкий диапазон прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы[1].

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

1) право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

2) право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

2) право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

3) право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);

4) право на получение содействия в организации собственного дела.

5) право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).

Если, забегая вперед, дать оценку главе II «Права граждан в области занятости» в целом, то можно утверждать, что ее название не соответствует приведенному в ней тексту. В данной главе речь идет не о самой занятости, и читатель должен быть к этому готов.

В этой главе, во-первых, провозглашается право гражданина даже не на выбор, а поиск работы (ст. 8 Закона о занятости); во-вторых, провозглашается право гражданина на определенное содействие ему в поиске работы и подготовке к ней (ст. 9 Закона о занятости); в-третьих, провозглашается право гражданина на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей (ст. 10 Закона о занятости); в-четвертых, провозглашается его право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).

Только в п. 2 ст. 8 Закона о занятости идет речь о праве гражданина в области непосредственно занятости - реализации права на труд, на который он свободно соглашается, путем заключения трудового договора. Занятость - это определенное правовое положение гражданина. Содержанием такого правового положения являются трудовые отношения, в которые гражданин вступает, заключая трудовой договор с работодателем. Заключение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, не только право, но и обязанность работодателя и гражданина, принявших решение о вступлении в трудовые отношения. Заключенный таким образом трудовой договор является одним из условий реализации прав теперь уже работника на соблюдение по отношению к нему со стороны работодателя трудового законодательства.

Органы службы занятости оказывают гражданам посреднические услуги в трудоустройстве как путем подбора им подходящей работы и направления для трудоустройства в организации, так и путем оказания различного рода услуг, способствующих их трудоустройству (ст. 8 Закона о занятости).

К такого рода услугам относятся: информация о наличии в организациях вакантных рабочих мест и должностей, в том числе о возможности трудоустройства в другой местности, на временные, сезонные и общественные работы; рекомендации гражданам по самостоятельному поиску работы; профессиональная ориентация граждан; профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка; подбор гражданам подходящей работы и направление их к работодателям для трудоустройства; проведение ярмарок вакантных рабочих мест и должностей, учебных рабочих мест;  содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности, самозанятости и т.д.

Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, и, прежде всего имеющим ограничение трудоспособности, оказываются дополнительные услуги в трудоустройстве. Они могут быть направлены для трудоустройства на квотируемые и специальные рабочие места, а также на специализированные предприятия, использующие труд инвалидов, и на рабочие места, создаваемые при участии органов службы занятости.

Во многих странах мира наряду с государственными службами занятости существуют и платные, коммерческие организации, - конторы, бюро, агентства, которые оказывают посреднические услуги, связанные с профориентацией, повышением профессиональной квалификации и подготовкой граждан к новой работе, трудоустройством. Имеются и частные бюро по найму рабочей силы, не преследующие коммерческих целей, связанные с учебными заведениями, благотворительными и профессиональными организациями.

В России с начала действия Закона о занятости создано и функционирует множество негосударственных организаций занятости. Это - межпрофессиональные организации, которые работают со всеми категориями граждан. Существуют и такие, кто оказывает посреднические трудовые услуги для определенных категорий граждан: молодежь, женщины, театральные деятели и пр. Некоторые из них имеют разветвленную сеть отделений в регионах страны. Такие организации, созданные в виде различных агентств, бюро и т.д., оказывают гражданам посреднические услуги, связанные с профессиональной ориентацией, повышением квалификации и подготовкой граждан к новой для них работе, трудоустройством. Они заняли свое место на рынке услуг гражданам в трудоустройстве. Значительное развитие этих организаций в последние годы объясняется тем, во-первых, что многие граждане, особенно те, которые имеют возможность выбирать работу по своему вкусу, предпочитают не обращаться в государственную службу занятости. Во-вторых, тысячи предпринимателей ищут подходящих им работников, тогда как миллионы граждан нуждаются в достойном для них трудоустройстве.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о занятости все граждане, без каких-либо ограничений, имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

В ч. 2 ст. 9 Закона о занятости речь идет только о безработных гражданах, т.е. о тех, которые зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. Эти граждане имеют право на предоставление им услуг в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о занятости. Кроме того, они имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствующих организациях по направлению органов службы занятости[2].

Государства должны расширять свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям, взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками. Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с ней возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

Конституцией Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных училищах, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих соответствующую лицензию.

По нашему мнению, опережающее развитие начального профессионального образования должно идти по следующим основным направлениям. Во-первых, начальное профессиональное образование должно стать доступной для получения образования всем категориям молодежи, особенно это касается сел, поселков и малых городов, где высок уровень незанятой молодежи. При этом важно учитывать развитие производительных сил в регионах, планы реструктуризации предприятий, их потребности в новых профессиях. Также необходимо иметь в виду результаты мониторинга по занятости населения в регионах, проводимого Госкомстатом России.

Во-вторых, профессионально-технические училища и колледжи должны более гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, обеспечения вновь вводимых производственных мощностей и организаций сферы услуг подходящей рабочей силой.

В-третьих, учреждения начального профессионального образования должны развивать и укреплять взаимодействие со службами занятости, где аккумулируются заявки на вакантные рабочие места от работодателей, заинтересованных в обновлении персонала и подготовке смены с учетом возрастного выбытия опытных рабочих массовых профессий. Сегодня работодатели еще не спешат вкладывать финансовые средства в повышение качества рабочей силы, оказывать помощь учреждениям профессионального образования, как это было во времена базовых профессионально-технических училищ. Некоторые предприятия, в том числе металлургические, восстанавливают такие традиционные связи, от чего в выигрыше оказываются обе стороны.

Информация о работе Правовой статус безработного