Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ правового статуса безработного.
Для достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи:
- выявление особенностей правового статуса безработного;

Оглавление

Введение

1. Правовой статус безработного
1.1. Понятие безработного, его права и обязанности
1.2. Социальная поддержка безработных

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

В-четвертых, назрела необходимость в повышении престижа рабочих профессий. Социальный статус рабочего теряет мотивационные предпочтения.

Сегодня мы должны говорить о дополнительном образовании как средстве, направленном на снижение уровня безработицы. В стране около 6 миллионов безработных, в том числе имеющих высшее профессиональное образование - 10,9%, среднее профессиональное образование - 20,5%, начальное профобразование - 18,3%, среднее (полное) общее - 33,1%, основное общее - 13,5%. Как видим, среди безработных меньше всех людей, окончивших вузы[3].

Конституция Российской Федерации (ст. 27) провозгласила право каждого гражданина свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Базируясь на этом праве гражданина, в ст. 10 Закона о занятости декларировано, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации».

Для получения работы за границей россиянину необходимо прийти к соглашению с его будущим работодателем, получить согласие на трудоустройство. После этого требуется оформить как минимум три документа: разрешение на право въезда в иностранное государство; разрешение на работу, выданное Министерством труда или аналогичными организациями принимающей страны; вид на жительство, за которым нужно обратиться в Министерство внутренних дел государства-работодателя.

При этом желательно найти себе работу в стране, являющейся членом Международной организации труда, подписавшей ее конвенции, касающиеся соблюдения определенных прав работников-мигрантов. Тогда можно будет въехать в страну вполне легально и работать в ней в условиях защиты прав работников, основанных на нормах международного права, признанных в этой стране. Вместе с тем необходимо первоначально ознакомиться с законодательством страны об условиях трудовой деятельности работников-мигрантов. Эти условия в национальном законодательстве могут в какой-то степени отличаться от прав работников-мигрантов, провозглашенных конвенциями Международной организации труда.

Необходимо также иметь в виду, что наиболее благоприятные условия и гарантии предоставляются, как правило, работнику при заключении с работодателем индивидуального контракта. Составленный на основе международных правовых норм индивидуальный контракт практически исключает какую-либо дискриминацию работника-мигранта.

При обращении в органы службы занятости с целью реализовать права, предоставленные им Законом о занятости, граждане иногда получают отказы в просьбах. Отказы эти бывают, как правило, обоснованными. Однако имеют место случаи, когда работники службы занятости по различного рода причинам необоснованно отказывают гражданам в реализации их прав.

Поэтому вполне логично, что в Законе о занятости содержится особая норма, подтверждающая право граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.

В ст. 12 Закона о занятости безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе о занятости исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина[4]. Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Таким образом, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости - корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

 

1.2. Социальная поддержка безработных

 

В соответствии со ст. 28 Закона о занятости, государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных: выплата пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготов­ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных рабо­тах.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безра­ботице - гарантированные государством периодические вы­платы за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотре­ны различные сложные схемы выплаты пособия по безработи­це, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в россий­ском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Размеры пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливает­ся в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона о занятости) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента .

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местно­стях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических ус­ловиях, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Сегодня наряду с Законом о занятости действует ряд иных законов, которые предусматривают особенности, касающиеся выплаты пособия по безработице отдельным категориям граж­дан.

Следующим видом социальной поддержки безработного является стипендия, выплачиваемая гражданам в период про­фессиональной подготовки, повышения квалификации и пере­подготовки по направлению органов службы занятости.

Согласно ст. 23 Закона о занятости профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безра­ботных граждан могут осуществляться по направлению ор­ганов службы занятости, если: гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсут­ствия у гражданина необходимой профессиональной ква­лификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей име­ющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению рабо­ты по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в об­разовательных учреждениях профессионального и дополнитель­ного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных под­разделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключенными органами службы занятости до­говорами.

Размеры стипендии определяются следующим образом: уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации; впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента; утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.

В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в це­лях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находя­щихся в их собственности, и по договорам - в других орга­низациях.


Заключение

 

 

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Информация о работе Правовой статус безработного