Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:06, курсовая работа
Главная функция Парламента заключается в принятии законов, иных нормативных актов, составляющие основу деятельности государства и общества.
Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет, хотя и в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент утверждает республиканский бюджет и отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может одобрить или отклонить Программу Правительства.
1. Формирование палат парламента 3
1.1. Место Парламента в системе государственных органов Республики Казахстан и его функции 3
1.2. Двухпалатная структура Парламента 4
1.3. Законодательный процесс в Парламенте 7
2. Статус депутатов Парламента 10
3. Роспуск Парламента Республики Казахстан 14
Список использованной литературы 17
Содержание
В соответствии со ст.3 п.4, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Особое и важное место в системе разделения властей принадлежит законодательной власти, которую в Республике представляет Парламент, его статус, основные положения определяет раздел IV Конституции, где в ст.49 говорится, что Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.
Главная функция Парламента заключается в принятии законов, иных нормативных актов, составляющие основу деятельности государства и общества.
Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет, хотя и в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент утверждает республиканский бюджет и отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может одобрить или отклонить Программу Правительства.
Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства; большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой их Палат, по инициативе не менее 1/5 от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству; на совместном заседании Палат по предложению Президента вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения; проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.
Если Парламент большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; дает согласие на назначение Президентом Премьер - Министра Республики Казахстан; Председателя Национального банка.
Согласно п.1 ст.50, Парламент состоит из 2-х Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат
образуют депутаты, избираемые по два
человека от каждой области, города республиканского
значения и столицы РК на совместном
заседании депутатов всех представительных
органов, соответственно области, города
республиканского значения и столицы
Республики. Семь депутатов Сената назначаются
Президентом Республики на срок полномочий
Сената. Срок полномочий депутатов Сената
- 6 лет. Мажилис состоит из 77 депутатов.
67 депутатов избираются по одномандатным
территориальным избирательным округам,
образуемым с учетом административно-
Сенат и Мажилис Парламента принимают собственные регламенты, избирают из своего состава председателей Палат и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, отвечающие за отдельные направления деятельности Палат.
Председателя Мажилиса предлагают депутаты, Председателя Сената предлагает Президент Республики.
Постоянные комитеты Палат по количеству не могут превышать семи. В Мажилисе их - 6, а в Сенате - 4.
Комитеты - постоянно действующие органы при Палатах Парламента.
Совместные комиссии образуются по вопросам, касающимся деятельности обеих палат, при этом они создаются из равного числа депутатов Палат Парламента.
Специальные временные комиссии создаются:
а)
при решении вопроса о
б) при проведении Парламентских слушаний;
в) для подготовки и проведения заслушивания отчетов членов Правительства в Палатах Парламента Республики Казахстан.
Согласительные комиссии создаются, когда между Палатами Парламента возникают разногласия по поводу принимаемого закона.
Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.
Фракция - организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке; она создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в Парламенте. В состав фракции могут входить не менее десяти депутатов обеих Палат Парламента.
Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В состав депутатской группы должно входить не менее 15-ти депутатов Парламента. Принадлежность депутата к той или иной фракции не является препятствием для вступления в депутатскую группу.
Депутатские объединения должны быть зарегистрированы в Бюро Палат.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется депутатами самостоятельно. В соответствии с Регламентом Парламента представители депутатских объединений вправе от имени фракций, группы:
Процедура принятия законов должна пройти следующие стадии:
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение законопроекта;
3) утверждение закона;
4) опубликование и вступление в силу.
Эту процедуру принятия законов можно рассматривать детально:
1) внесение проекта закона в Парламент;
2) регистрация внесенного проекта и принятие решения о его дальнейшем движении;
3) предварительное
рассмотрение проекта в
4) рассмотрение
проекта в Мажилисе на
5) передача принятого Мажилисом закона в Сенат на предмет его одобрения (неодобрения);
6) предварительное (в комитетах Сената) и окончательное (в ходе пленарных заседаний Палаты) рассмотрение принятого Мажилисом закона и его одобрение (неодобрение);
7) подписание Президентом РК принятого и одобренного закона с последующим его обнародованием;
8) вступление
принятого, подписанного и
Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит:
1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;
2)
Правительству, которое
Очередность рассмотрения проектов законов и иных актов Парламента определяется Парламентом, его Палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом, который специальным посланием Парламенту имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов и объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламента настоящего требования Президент вправе издать Указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке.
Законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики Казахстан.
Полномочия, статус депутатов определяются Конституцией, Указом Президента, имеющим силу конституционного закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16.10.95г. и другими нормативными правовыми актами. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента центральной избирательной комиссией Республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят присягу народу Казахстана. Принятие присяги осуществляется Президентом в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда.
Полномочия депутата Парламента по признаку их действия в пространстве можно разделить на 2 группы:
1) полномочия, распространяющиеся на должностные лица, органы государства;
2) специальные полномочия на представительство Парламента в отношениях с должностными лицами и государственными органами других государств.
Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом обеих Палат Парламента, кроме того, оно не может быть депутатом любых других представительных органов.
Полномочия депутатов могут прекращаться досрочно в случаях: