Роспуск Парламента Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Главная функция Парламента заключается в принятии законов, иных нормативных актов, составляющие основу деятельности государства и общества.
Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет, хотя и в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент утверждает республиканский бюджет и отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может одобрить или отклонить Программу Правительства.

Оглавление

1. Формирование палат парламента 3
1.1. Место Парламента в системе государственных органов Республики Казахстан и его функции 3
1.2. Двухпалатная структура Парламента 4
1.3. Законодательный процесс в Парламенте 7
2. Статус депутатов Парламента 10
3. Роспуск Парламента Республики Казахстан 14
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Основы права РГР 1 - копия.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Формирование палат парламента

    1.1. Место Парламента в системе  государственных органов Республики  Казахстан и его функции

 

   В соответствии со ст.3 п.4, государственная  власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

   Особое  и важное место в системе разделения властей принадлежит законодательной власти, которую в Республике представляет Парламент, его статус, основные положения определяет раздел IV Конституции, где в ст.49 говорится, что Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

   Главная функция Парламента заключается в принятии законов, иных нормативных актов, составляющие основу деятельности государства и общества.

   Наряду  с законодательными функциями  Парламент исполняет, хотя и в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент утверждает республиканский бюджет и отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может одобрить или отклонить Программу Правительства.

   Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в 2/3 голосов  от общего числа депутатов каждой из палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства; большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой их Палат, по инициативе не менее 1/5 от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству; на совместном заседании Палат по предложению Президента вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения; проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

   Если  Парламент большинством в 2/3 голосов  от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; дает согласие на назначение Президентом Премьер - Министра Республики Казахстан; Председателя Национального банка.

 

    1.2. Двухпалатная структура Парламента

   Согласно  п.1 ст.50, Парламент состоит из 2-х  Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

   Сенат образуют депутаты, избираемые по два  человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет. Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет.

   Сенат и Мажилис Парламента принимают  собственные регламенты, избирают из своего состава председателей Палат и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, отвечающие за отдельные направления деятельности Палат.

   Председателя  Мажилиса предлагают депутаты, Председателя Сената предлагает Президент Республики.

   Постоянные  комитеты Палат по количеству не могут превышать семи. В Мажилисе их - 6, а в Сенате - 4.

   Комитеты - постоянно действующие органы при Палатах Парламента.

   Совместные  комиссии образуются по вопросам, касающимся деятельности обеих палат, при этом они создаются из равного числа депутатов Палат Парламента.

   Специальные временные комиссии создаются:

   а) при решении вопроса о досрочном  освобождении или отрешении от должности Президента;

   б) при проведении Парламентских слушаний;

   в) для подготовки и проведения заслушивания отчетов членов Правительства в Палатах Парламента Республики Казахстан.

   Согласительные  комиссии создаются, когда между Палатами Парламента возникают разногласия по поводу принимаемого закона.

   Депутаты  Парламента вправе создавать депутатские  объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

   Фракция - организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке; она создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в Парламенте. В состав фракции могут входить не менее десяти депутатов обеих Палат Парламента.

   Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В состав депутатской группы должно входить не менее 15-ти депутатов Парламента. Принадлежность депутата к той или иной фракции не является препятствием для вступления в депутатскую группу.

   Депутатские объединения должны быть зарегистрированы в Бюро Палат.

   Внутренняя  деятельность депутатских объединений  организуется депутатами самостоятельно. В соответствии с Регламентом  Парламента представители депутатских  объединений вправе от имени фракций, группы:

  • вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
  • высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Парламентом или его Палатами либо на назначение которых Парламент дает согласие;
  • предлагать поправки к проектам законов, постановлений, других актов, принимаемых Парламентом, его Палатами;
  • знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, принятыми решениями фракций, депутатской группы;
  • запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения, у государственных органов и должностных лиц.

 

    1.3. Законодательный процесс в  Парламенте

 

   Процедура принятия законов должна пройти следующие стадии:

   1) законодательная инициатива;

   2) обсуждение законопроекта;

   3) утверждение закона;

   4) опубликование и вступление в  силу.

   Эту процедуру принятия законов можно  рассматривать детально:

    1) внесение  проекта закона в Парламент;

    2) регистрация  внесенного проекта и принятие решения о  его дальнейшем движении;

    3) предварительное  рассмотрение проекта в комитетах  Мажилиса;

    4) рассмотрение  проекта в Мажилисе на пленарных  заседаниях и принятие по нему  принципиального решения;

    5) передача принятого Мажилисом закона в Сенат на предмет его одобрения (неодобрения);

    6) предварительное  (в комитетах Сената) и окончательное (в ходе пленарных заседаний Палаты) рассмотрение принятого Мажилисом закона и его одобрение (неодобрение);

    7) подписание  Президентом РК принятого и одобренного закона с последующим его обнародованием;

    8) вступление  принятого, подписанного и обнародованного  закона в силу.

   Право законодательной  инициативы реализуется  исключительно в  Мажилисе и принадлежит:

   1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;

   2) Правительству, которое решение  о внесении проекта законодательного  акта в Мажилис принимает путем  соответствующего постановления Правительства.

   Очередность рассмотрения проектов законов и  иных актов Парламента определяется Парламентом, его Палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом, который специальным посланием Парламенту имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов и объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламента настоящего требования Президент вправе издать Указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке.

   Законы  вступают в силу после их подписания Президентом Республики Казахстан.

2. Статус депутатов Парламента

   Полномочия, статус депутатов определяются Конституцией, Указом Президента, имеющим силу конституционного закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16.10.95г. и другими нормативными правовыми актами. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента центральной избирательной комиссией Республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят присягу народу Казахстана. Принятие присяги осуществляется Президентом в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда.

   Полномочия  депутата Парламента по признаку их действия в пространстве можно разделить на 2 группы:

   1) полномочия, распространяющиеся на  должностные лица, органы государства;

   2) специальные полномочия на представительство Парламента в отношениях с должностными лицами и государственными органами других государств.

   Одно  и то же лицо не может  одновременно являться депутатом обеих  Палат Парламента, кроме того, оно  не может быть депутатом любых других представительных органов.

   Полномочия  депутатов могут прекращаться досрочно в случаях:

  • есть письменное заявление депутата о сложении полномочий:
  • депутат утратил гражданство Республики Казахстан;
  • вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении лица, являющегося депутатом;
  • вступило в законную силу решение суда о признании гражданина, являющегося депутатом, недееспособным;
  • вступило в законную силу решение суда об объявлении гражданина, являющегося депутатом, умершим;
  • смерти депутата;
  • избрания его депутатом еще одного представительного органа государственной или местной власти, если в течение месяца со дня избрания от него не поступило копии письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа;
  • поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  • роспуска Парламента  Президентом.

Информация о работе Роспуск Парламента Республики Казахстан