Правовой статус депутатов тюменской областной думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:52, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы» - депутатом областной Думы является избранный народом представитель области, наделенный в законодательном порядке полномочиями осуществлять законодательную власть в областном органе представительной властиЗакон Тюменской области от 27.06.1994г. №1 «О статусе депутата Тюменской областной Думы» (с изм. и доп.) // «Вестник Тюменской областной Думы». 1994. №6.

Оглавление

1. Понятие и правовой статус депутата Тюменской областной Думы…3
2. Условия осуществления депутатом областной Думы депутатской деятельности………………………………………………………………………5
3. Формы депутатской деятельности……………………………………...6
4. Гарантии депутатской деятельности………………………………….10
5. Ответственность в сфере деятельности депутата Тюменской областной Думы………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

зто.docx

— 33.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮМЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 

Реферат

По законодательству Тюменской области 

На тему: Правовой статус депутатов Тюменской  областной Думы  
 
 

Выполнил: студент 3 курса Ю 09-2 гр.

Дневного  отделения

Руденко Андрей Владимирович

Научный руководитель:

 Сунцов  Александр Павлович 

Тюмень 2011 г. 

     Содержание

     1. Понятие и правовой статус  депутата Тюменской областной  Думы…3

     2. Условия осуществления депутатом  областной Думы депутатской деятельности………………………………………………………………………5

     3. Формы депутатской деятельности……………………………………...6

     4. Гарантии депутатской деятельности………………………………….10

     5. Ответственность в сфере деятельности  депутата Тюменской областной  Думы………………………………………………………………….16

     Список  использованных источников и литературы 

      

 

     1. Понятие и правовой  статус депутата  Тюменской областной  Думы.

     В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской  области «О статусе депутата Тюменской  областной Думы» - депутатом областной  Думы является избранный народом  представитель области, наделенный в законодательном порядке полномочиями осуществлять законодательную власть в областном органе представительной властиЗакон Тюменской области  от 27.06.1994г. №1 «О статусе депутата Тюменской  областной Думы» (с изм. и доп.) // «Вестник Тюменской областной  Думы». 1994. №6..

     Согласно  п.3 ст. 30 Устава Тюменской области  порядок избрания и отзыва депутатов  областной Думы, их правовой статус устанавливаются федеральными и  областными законами.

     Статус  депутата Тюменской областной Думы, ответственность, условия и порядок  осуществления депутатской деятельности, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатом  своих полномочий закреплены Законе Тюменской области «О статусе  депутата Тюменской областной Думы», который разработан в соответствии с Конституцией РФ и федеральным  законодательством.

     В соответствии с п.1 ст. 30 Устава Тюменской  области депутатом Тюменской  областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший 21 года.1

     В своей деятельности депутат областной  Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации, Уставом области, законами Тюменской области.

     Полномочия  депутата возникают со дня избрания его депутатом областной Думы и прекращаются в день избрания депутатов  областного парламента нового созыва.

     Правовая  материя депутатского мандата определяется несколькими существенными моментами.

     Во-первых, депутат это избранное лицо. Избирается лишь часть населения области - избирателями того округа, где он баллотировался.

     Во-вторых, депутат является представителем населения  данного избирательного округа в  выборном органе власти. Он представляет избирателей своего округа и даже тех, кто голосовал против него либо вообще не участвовал в голосовании.

     В-третьих, депутат представляет также соответствующий  выборный орган перед своими избирателями, населением того избирательного округа, в котором он был избран.

     В соответствии со ст. 4 Закона Тюменской  области «О статусе депутата Тюменской  области» - основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата являются следующие обстоятельства:

     а) письменное заявление депутата о  сложении депутатских полномочий;

     б) утрата депутатом гражданства Российской Федерации;

     в) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;

     г) признание в законном порядке  гражданина, являющегося депутатом, недееспособным;

     д) смерть гражданина, являющегося депутатом;

     е) отзыв депутата избирателями;

     ж) избрание или назначение депутата на должность, не совместимую с деятельностью  депутата;

     Решение о досрочном прекращении полномочий депутата областной Думы принимается  на заседании областной Думы согласно Регламенту Тюменской областной  Думы.

     Полномочия  депутата областной Думы прекращаются досрочно также со дня роспуска Тюменской  областной Думы в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством.2  

     2. Условия осуществления  депутатом областной  Думы депутатской  деятельности.

     Депутаты  областной Думы осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

     В соответствии с п.4 ст. 27 Устава Тюменской  области - депутаты областной Думы работают путем совмещения депутатской деятельности c выполнением трудовых или служебных  обязанностей по месту основной работы либо на постоянной оплачиваемой основе.3

     Депутат областной Думы в течение срока  своих полномочий не может быть депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, занимать иные государственные должности  Российской Федерации, государственные  должности федеральной государственной  службы, иные государственные должности  Тюменской области или государственные  должности государственной службы Тюменской области, если иное не предусмотрено  федеральным законом.

     Если  деятельность депутата областной Думы осуществляется на профессиональной постоянной основе, данный депутат не может  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законодательством.

     В соответствии с федеральным законодательством  депутат также не может быть судьей, занимать иные государственные должности  Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также занимать муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Депутат не вправе использовать свой статус для  деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

     Депутат областной Думы имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность депутата, и  нагрудный знак «Депутат областной  Думы», которыми он пользуется в течение  срока своих полномочий.

     Удостоверение депутата областной Думы является документом, дающим право в случаях, предусмотренных  федеральным и областным законодательством, беспрепятственно посещать органы государственной  власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных  органов, а также посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения, находящиеся на территории области. 

     3. Формы депутатской  деятельности.

     Правовой  статус депутата включает его права, обязанности и гарантии деятельности. Права и обязанности депутата реализуются посредством различных  форм его деятельности:

     а) участия в заседаниях Тюменской  областной Думы;

     б) участия в работе органов, образуемых Тюменской областной Думы;

     в) выполнения или участия в выполнении поручений Тюменской областной  Думы;

     г) обращения с депутатским запросом;

     д) работы с избирателями в пределах компетенции областной Думы;

     е) выполнения наказов и обращений  избирателей своего округа;

     ж) обращения с вопросом к главе  администрации области и его  заместителям, руководителям структурных  подразделений администрации области  на заседаниях областной Думы;

     з) обращения в органы государственной  власти и местного самоуправления, расположенные на территории области.

     и) участия в заседаниях Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой окружных Дум.4

     Среди вышеперечисленных форм осуществления  депутатской деятельности выделяют два наиболее крупных направления  работы: в представительном органе и с избирателями.

     Приоритетной  формой реализации депутатских полномочий признается работа депутата в областной  Думе. Здесь он вправе осуществлять следующие полномочия:

     избирать  и быть избранным в органы, образуемые Думой, мотивированно выходить из них, предлагать кандидатуры (в том числе  и свою), давать отвод кандидатам, выступать с самоотводом;

     вносить предложения по повестке дня и  по порядку ведения заседаний  Думы;

     вносить проекты законов области, постановлений  и протокольных поручений Думы, замечания  и предложения к проектам рассматриваемых  законов и постановлений;

     выступать в прениях по обсуждаемому вопросу, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования;

     требовать постановки своих предложений на голосование;

     -вносить  предложения по изменению вида  и способа голосования;

     высказывать мнение по персональному составу  создаваемых или созданных Думой  органов и кандидатурам должностных  лиц, избираемых, назначаемых или  утверждаемых Думой;

     вносить предложения о заслушивании на заседании  Думы отчета или информации любого органа или должностного лица в соответствии с компетенцией Думы;

     вносить предложения о необходимости  проведения проверок и депутатских  расследований по вопросам, входящим в компетенцию Думы;

     ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить проекты  новых решений и предложения  по изменению действующих решений;

     оглашать  обращения, имеющие общественное значение;

     обращаться  с запросом к Губернатору области, в прокуратуру области, ставить  вопрос об обращении в Счетную  палату области, Конституционный Суд  Российской Федерации, Уставный суд  области, другие суды, к руководителям  исполнительной власти области и  органов местного самоуправления, подготовив его заранее в письменной форме  на депутатском бланке, и настаивать на том, чтобы предлагаемый запрос был  рассмотрен Думой;

     знакомиться с фонограммой и стенограммой ранее рассмотренных вопросов;

     пользоваться  другими правами, предоставленными ему Законом области «О статусе  депутата Тюменской областной Думы», законодательством области и  Регламентом.

     Не  менее важной в деятельности депутата является его работа с избирателями.

     В соответствии с законами области  «О статусе депутата Тюменской областной  Думы», «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной  Думы» депутат работает над исполнением  наказов избирателей, регулярно  отчитывается перед избирателями и  перед коллективами, выдвинувшими его  кандидатом в депутаты, информирует  их о ходе выполнения наказов, отвечает на письма избирателей, изучает поступившие  от них предложения и жалобы, осуществляет их прием в своем избирательном округе.5

     В период между заседаниями Думы формой работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений  и жалоб избирателей, по которым  депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным и  областным законодательствами о  порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

     Обнаружив нарушение закона, депутат вправе потребовать прекращения нарушения, в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим  органам и должностным лицам  пресечь нарушение закона. Факт нарушения  может фиксироваться в документе, составленном председателем соответствующего правоохранительного или контрольного органа по требованию депутата. Должностные  лица, работники правоохранительных и контрольных органов, к которым  обращено требование депутата, обязаны  незамедлительно принять меры для  устранения нарушения закона и при  необходимости - для привлечения  виновных в нарушении закона к  ответственности.

Информация о работе Правовой статус депутатов тюменской областной думы