Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа
В ходе исторического развития происходило развитие и изменение структуры общества, что неизбежно влекло за собой усложнение отношений внутри него. Обычаи и традиции, которые длительное время определяли жизнь общества, оказались недостаточно эффективными в этих изменившихся условиях. Новая форма организации общества, которой стало государство, потребовала регламентации общественных отношений с помощью правовых норм, обеспеченных силой государственного принуждения. Эта потребность привела к возникновению качественно нового вида деятельности – правотворчества.
Введение..........................................................................................................3
1. Понятие правотворчества и его принципы..............................................5
2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации...........9
3. Основные стадии правотворческого процесса.......................................13
3.1 Законодательный процесс......................................................................20
3.2 Подзаконные акты РФ: особенности правотворчества.......................23
Заключение....................................................................................................27
Список использованной литературы.............................
Оглавление
Введение......................
1. Понятие правотворчества и его принципы......................
2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации...........9
3.1 Законодательный процесс.......................
3.2 Подзаконные акты РФ: особенности правотворчества...............
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
В ходе исторического развития происходило развитие и изменение структуры общества, что неизбежно влекло за собой усложнение отношений внутри него. Обычаи и традиции, которые длительное время определяли жизнь общества, оказались недостаточно эффективными в этих изменившихся условиях. Новая форма организации общества, которой стало государство, потребовала регламентации общественных отношений с помощью правовых норм, обеспеченных силой государственного принуждения. Эта потребность привела к возникновению качественно нового вида деятельности – правотворчества. С изменениями в общественных отношениях совершенствовались и правовые нормы, возрастала их роль в регулировании жизни общества, формировались представления о естественном и позитивном праве, их соотношении.
Особое значение правотворчество приобретает в демократическом правовом государстве, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, действует принцип верховенства права. Таким образом, уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативно-правовых актов, — это критерий уровня развития демократии. С развитием опыта правотворческой деятельности совершенствуются юридическая техника – совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов; нормативно-правовые акты оцениваются с точки зрения эффективности правоприменительной практики.
Интерес к процессу правотворчества обусловлен тем, что:
- правовые нормы регламентируют в большей или меньшей степени всё разнообразие общественных отношений;
- уровень правовой культуры общества оценивается с точки зрения совершенства правовых норм;
Данная тема представляет интерес для исследования так как:
- именно этот процесс формирует законодательную базу государства, поэтому изучение правотворчества актуально на любом этапе развития государства и права;
- граждане демократических государств получили возможность участвовать в процессе правотворчества путем прямого волеизъявления в ходе референдума, участвуя в осуществлении местного самоуправления, локальном правотворчестве, а также через своих представителей в органах государственной власти федерального и регионального уровнях, поэтому им необходимы знания в области правотворчества;
- для меня, как для будущего юриста, вопросы правотворчества представляют интерес как с точки зрения создания, так и применения правовых норм.
В настоящей курсовой работе автор преследует цель – исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия правотворчества;
- исследовать содержание процесса правотворчества, его основные стадии в Российской Федерации;
- рассмотреть различные виды правотворчества, их общие черты и специфику.
1. Понятие правотворчества и его принципы
Правотворчество в широком смысле – интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права и государства. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. Эти акты, например, конституции, учреждают органы государства, закрепляют их компетенцию. Поэтому в узком смысле понятие «правотворчество» - это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы. Таким образом, государственный характер правотворческая деятельность приобретает в силу того, что ее осуществляют в основном соответствующие органы государства (парламент, президент, правительство и т.д.). Кроме того, иным формам права: результатам референдумов, опросов, обычаям, прецедентам – также придается общеобязательное значение путем утверждения, санкционирования их государством. [1]
Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами, помимо государственных, например органами общественного самоуправления, то их правотворческие полномочия определяются государством.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе нижеперечисленных семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально и полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
5. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.
7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.[2]
Нормы права создаются на основе государственных велений, но этому процессу предшествует обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов. Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д.
Основными факторами, определяющими формирование права, являются:
o экономические, т.е. материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;
o политические. Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений;
o социальные. Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет также степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;
o национальные. В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса;
o внешнеполитические. Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество;
o идеологические. Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства также имеют существенное значение для правотворчества;
o организационно-волевые. Государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.
Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития.
В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:
o принятие нормативных актов полномочными органами государства;
o принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
o принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;
o заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
Рассмотрим перечисленные четыре формы правотворчества подробно.
1. Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации.
Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-
Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.