Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 07:28, курсовая работа
Предметом исследования моей работы, является правотворчество. В целом мне хотелось не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности. Важнейшее значение при создании закона имеют вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы юридического языка.
Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы правотворчества 5
Глава 2. Виды правотворчества 11
Глава 3 Основные стадии правотворческого процесса 15
Глава 4. Юридическая техника 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30
ТГП
Правотворчество
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы правотворчества 5
Глава 2. Виды правотворчества 11
Глава 3 Основные стадии правотворческого процесса 15
Глава 4. Юридическая техника 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Введение
Предметом исследования моей работы, является правотворчество. В целом мне хотелось не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности. Важнейшее значение при создании закона имеют вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы юридического языка.
В современном обществе каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления, именно поэтому предметом исследования являются правовые нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в Российской Федерации.
Российская правовая система объективно нуждается в упорядочении. Главная практическая цель такого упорядочения – совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, высокое содержательное и юридико-техническое качество подготовки их текстов, организационная и ресурсная обеспеченность реализации правовых норм. Хотя очевидно, что даже будучи нормативно закрепленными, сами по себе эти правовые нормы не будут действовать, в механизме их реализации не последнюю роль играют исполнительность и дисциплина тех, кто нормы закона будет применять. Тем не менее именно с нормативным утверждением правил о правотворчестве тесно связана проблема эффективности нормативного правового регулирования.
Нынешняя практика правотворческой работы пока не приобрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм права. Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время наиболее нуждаются в практическом их нормативном разрешении.1
Именно поэтому в курсовой работе необходимо провести комплексное исследование правотворчества как общественного явления, как процесса и как вида деятельности, а также факторов влияющих на правотворчество., что и будет являться основной целью моей работы.
Для
достижения указанной цели поставлены
задачи по раскрытию вопроса актуальности
правотворчества, осмысление понятия
данного процесса, а также изучению
принципов и видов
Глава 1. Понятие и принципы правотворчества
Понятие правотворчества
Множественность формулировок понятия правотворчества излагаемых различными авторами в своих трудах говорит о ёмкости, широте понимания и определения данного процесса. Хотя определения и различны по своей формулировке, они в целом одинаковы по смыслу. Естественно для более полного раскрытия понятия необходимо привести наиболее яркие примеры:
правотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм.2
правотворчество
– это поисковая и процедурная
деятельность по переводу правовыми
предписаниями нужных общественных
отношений в систему
Несомненно, правотворчество это прежде всего деятельность, и несомненно поисковая, которая должна быть нацелена на понятный и простой не смотря на максимальный уровень смысловой нагрузки результат иными словами правовой акт.
Уровень
и культура правотворчества, а соответственно
и качество принимаемых нормативно-
Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.4
Постоянное совершенствование законодательства – закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития, сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов, важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.5
Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень, эмоционально-чувственную сферу. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя.6
Дело в том, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правы те авторы, которые рассматривают «правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования.7 Проф. С.С. Алексеев обоснованно говорит о том, что «правотворчество, в принципе, начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы».
Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливает постоянно возникающая потребность повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько собственно от уровня самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ8
Принципы правотворчества
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.9
Этот
принцип проявляется в
Принцип
демократизма предполагает непосредственное
участие народа в законотворческой
деятельности, а также учет общественного
мнения при разработке и принятии
нормативно-правовых актов. Народ участвует
в законотворческом процессе через
своих представителей (депутатов), а
также через свои общественные организации,
которые выступают с
Этот
принцип прямо и
Принцип законности который предполагает строгий учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами государственной власти. Конституция РФ закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию.13
Научное
обеспечение законотворчества, требует
активного влияния науки на процесс
создания как законодательных актов,
так и издаваемых на их основе подзаконных
нормативных актов, конкретизирующих
и развивающих положения
Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
В
правоподготовительной
Предполагает
широкое использование
Этот
принцип отражает необходимость
при подготовке законопроекта, принятии
закона учитывать весь набор финансовых,
кадровых, организационных, юридических
условий, наличие которых только
и позволит закону или иному нормативно-