Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей работы, является правотворчество. В целом мне хотелось не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности. Важнейшее значение при создании закона имеют вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы юридического языка.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и принципы правотворчества 5

Глава 2. Виды правотворчества 11

Глава 3 Основные стадии правотворческого процесса 15

Глава 4. Юридическая техника 21

Заключение 28

Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

КуРсовая.docx

— 64.69 Кб (Скачать)
  • Пятая - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания (по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта. Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов). Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт (наложить вето).

     Существует  ряд причин, по которым глава государства  вынужден накладывать "вето". Во-первых, слишком много инициаторов законотворчества. Министерства и ведомства используют в лоббистских интересах депутатов  и депутатские группы, и непрочитанные  законопроекты идут в парламент, хотя в них нет предмета закона. По словам Бородина Р.В. "некоторые  законы откровенно отражают узко групповые  интересы, их качество низкое. Президента РФ тревожит состояние законотворчества"22 Во- вторых не скоординированные действия различных структур. Если в разработке новых законов будет участвовать главное государственно-правовое управление президента РФ, то главе государства будет сложнее отказаться от подписания закона.

     Отклоненный акт можно вновь принять, но в  прежней редакции и только квалифицированным  большинством, и преодолеть вето. Тогда  глава государства обязан подписать  нормативный правовой акт и обнародовать его. 

     Весь  процесс принятия нормативно-правового  акта его утверждение, одобрение  и подписание четко закреплен  в Конституции РФ.

  • Шестая стация- официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого акта. Обнародование бывает двух уровней – официальное и неофициальное.

     Официальное обнародование заключается в  доведении текста закона для всеобщего  сведения путем его опубликования  в официальном издании Обнародование  осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для  обнародования акта устанавливается  строго определенный строк.23 На официальное издание, где публикуются законы и другие правовые акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах официальных документах.24

     Данная  процедура необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. В России таковыми являются «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».

     Неофициальное обнародование законов и других нормативно-правовых актов осуществляется в виде сообщения об их издании  или изложения их содержания в  неофициальных печатных изданиях, радио- телевизионных передачах, в научных  изданиях.25

 

     

     Глава 4. Юридическая техника 

     Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию  законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и  приемами позволяет создать качественный акт.

     Существуют  многочисленные научные труды, посвященные  юридической технике. Здесь же уместно  привести лишь самые общие соображения  на этот счет.

     Прежде  всего, юридическая техника –  это, по существу, деловые обыкновения, сложившиеся в разных странах  в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном  нормативном акте, но могут действовать  и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный  способ «делать» законы. По крайней  мере, мечтой многих ученых-юристов  является принятие специального нормативно-правового  акта о нормативно-правовых актах  – как и кто их должен готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие  подзаконными актами и т.п. Но пока в  этой области действуют деловые  обыкновения и рекомендации, в  частности по подготовке ведомственных  актов, доктринальные положения.26

     Среди основных средств и способов, используемых при разработке нормативных актов  можно выделить:

  • юридическую терминологию;
  • способы конструирования нормативного материала;
  • средства технического оформления;
  • способы изложения нормативного материала.

     Рассмотрим  эти средства.

  • Юридическая терминология. В целом, по общему правилу большинство слов и терминов в законодательстве используются в их обычном, общеупотребительном значении. Существует два исключения.

Прежде  всего, это - специальные юридические термины, их значение излагается в самих нормативных актах. Так, в Уголовном кодексе РФ разъясняется значение таких терминов, как преступление, соучастие, наказание и др.(ст. 14, 32, 43 и др. УК). В Гражданском кодексе РФ даны определения таких понятий, как правоспособность и дееспособность, юридическое лицо, сделка и др. (ст. 17, 21, 48, 153 и др. ГК). Аналогичные разъяснение используемых терминов дают и другие кодексы. При толковании норм соответствующих законов следует исходить именно из законодательно закрепленного смысла этих терминов.

Вторым  исключением являются технические термины, такие как драгоценные металлы, организмы, занесенные в Красную книгу и т.п. Они разъясняются в специальных справочниках, но эти разъяснения обычно воспроизводятся в комментариях к соответствующим законам.

     К терминологии предъявляется ряд  требований:

  • адекватность - термины должны точно отражать содержание соответствующих понятий;
  • единство - не должно быть расхождений в использовании терминов: нельзя чтобы один термин обозначал разные понятия и чтобы одно понятие обозначалось разными терминами;
  • стабильность - каждый термин должен использоваться постоянно, недопустимо частое изменение, в том числе и «улучшение» терминологии.
  • Способы конструирования нормативного материала. Способы конструирования нормативных актов зависят от того уровня системы права, совершенство которого они должны обеспечить: норма, институт, отрасль права. Для уровня норм характерно нормативное построение. Большинство норм строится по двучленной схеме (гипотеза и диспозиция или гипотеза и санкция), т.е. в виде либо регулятивных, либо охранительных норм. При этом, однако, необходимо учесть, что для реального действия норм, для успешной практической деятельности по их реализации необходимо согласование этих видов норм с тем, чтобы каждая регулятивная норма была защищена соответствующей ей охранительной нормой. Это, в конечном итоге, обеспечивает возможность построения в каждом случае логической, т.е. трехчленной нормы.

     Уровню  правовой отрасли соответствуют  отраслевые конструкции и отраслевая типизация.

Отраслевые  конструкции характерны для определенной отрасли в целом, например: сделка в гражданском праве или состав преступления в уголовном праве. В соответствии с этими конструкциями строятся правовые институты и оформляются нормы конкретной отрасли права.

     Отраслевую  принадлежность нормативного акта в  целом определяет отраслевая типизация. На ее основе обеспечивается соответствие нормативного акта предмету и методу правового регулирования определенной отрасли права, отражение в нем отраслевых принципов права, свойственной этой отрасли терминологии и т.п.

Уровню  института соответствуют институциональные конструкции и институциональная типизация, обеспечивающие соответствие содержания норм права определенным правовым институтам.

     Институциональные конструкции являются своеобразными моделями, на базе которых идет согласование между собой норм права, входящих в данный институт, с точки зрения их единства в отражении соответствующего вида правоотношений. Такими моделями являются, например, конкретные виды договоров в гражданском праве (институты купли-продажи, аренды, мены и др.).

     Институциональная типизация определяет, к какому институту относится данный текущий нормативный акт или построение разделов и глав кодифицированных актов. С этим видом типизации связано, например, определение метода правового регулирования конкретного правового института, поскольку во многих отраслях права императивный и диспозитивный методы регулирования сочетаются.

  • Средства технического оформления. Для того, чтобы каждый нормативный правовой акт соответствовал принципам права, другим предъявляемым к нему требованиям, необходимо его техническое совершенство. Оно связано с соблюдением определенных стандартов его оформления. Речь идет, прежде всего, о выделении в нормативном акте соответствующих разделов, глав и т.п. При этом для кодифицированных актов их структура должна возможно в большей степени соответствовать структуре права (кодекс - отрасли, глава - институту). Правовые нормы излагаются в статьях нормативного акта, но должен осуществляться принцип экономии юридических средств, при изложение нормативного материала не должно быть дублирования.

     Каждый  акт должен иметь установленные  реквизиты (наименование, заголовок, дата принятия, номер, подписи и проч.), подтверждающие его официальный  характер, предмет регулирования, юридическую  силу, время действия и т.п.

  • Способы изложения нормативного материала. Существует три основных способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все элементы двучленной нормы формулируются в данной статье (части, пункте статьи) нормативного акта. Примером могут служить в своем большинстве статьи ГК РФ. Практически, в каждой из них есть либо гипотеза и диспозиция (ст.162 п. 1, 2, 3), либо гипотеза и санкция (ст. 393 п. 1).

При отсылочном способе в статье (ее части, пункте) делается ссылка на другую статью данного нормативного акта. Без учета содержания этой статьи какой-то элемент нормы не будет полным. Так, в ст. 235 п. 2 ГК РФ при перечислении случаев, когда возможно принудительное изъятие имущества у собственника содержатся отсылки более чем к десяти другим статьям ГК (237, 238 и др.), предусматривающих такие случаи.

Бланкетный способ заключается в отсылке к статьям других нормативных актов, в которых содержатся необходимые дополнения к элементам нормы, содержащейся в данной статье. Этот прием широко используется, например, в УК РФ. Так, ст. 264 предусматривает ответственность за нарушение «правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», сами же правила содержатся в других актах. Аналогичное положение и с ответственностью за нарушение других правил (техники безопасности, горных работ и т.п.). Естественно, что невозможно переписать все эти правила в Уголовный кодекс или указывать санкцию при изложении каждого отдельного правила движения, техники безопасности и проч. Наряду с этим применяются абстрактный и казуистический способы (приемы) изложения. При абстрактном - элемент нормы формулируется в общем виде. Так, в п. 1 ст. 393 ГК РФ указывается на то, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства». В данном случае последствия, предусмотренные в норме, наступают всегда, если обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, При казуистическом способе имеет место перечисление соответствующих конкретных обстоятельств. Например, в ст. 105 п. 2 УК РФ дано перечисление всех случаев квалифицированного убийства, т.е. убийства, за которое установлены повышенные меры наказания.

Особенности языка закона. Хотя, в принципе, законы и другие нормативные акты излагаются (в нашей стране) русским языком, к нему предъявляются особые требования. Их общий смысл заключается в том, что должно быть обеспечено сочетание двух свойств изложения. С одной стороны, необходима точность, определенность в изложении каждой нормы с тем, чтобы обеспечить единообразное понимание закона и единство в его реализации. С другой же стороны, в тех же целях нужна понятность и доступность закона. В целом можно сформулировать следующие требования к языку (и стилю) нормативных актов.

Информация о работе Правотворчество