Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей работы, является правотворчество. В целом мне хотелось не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности. Важнейшее значение при создании закона имеют вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы юридического языка.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и принципы правотворчества 5

Глава 2. Виды правотворчества 11

Глава 3 Основные стадии правотворческого процесса 15

Глава 4. Юридическая техника 21

Заключение 28

Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

КуРсовая.docx

— 64.69 Кб (Скачать)

Логичность. Положения закона должны излагаться последовательно (с учетом того, в какой последовательности будут реализоваться на практике его нормы), Каждое положение должно логически вытекать из предыдущих. Все формулировки должны быть законченными, не должно оставаться неясных, требующих пояснения вопросов.

Однозначность формулировок. Все термины должны применяться только в одном значении, все положения закона не должны допускать двойного толкования, важно, чтобы каждый человек понимал их однозначно.

Официальный характер. Закон издается от имени государства, в нем формулируется государственная воля. Поэтому неважно, кто конкретно был автором нормативного акта в целом или отдельных его положений. Это должно отражаться и в языке, в стиле изложения нормативного материала: они не могут отражать индивидуальную манеру изложения их авторов.

С этим связано и отсутствие эмоциональной окрашенности. В отличие от литературного языка закон должен излагаться в основном «сухим», рациональным, официальным языком.

Ясность и краткость. Целесообразно, чтобы все положения закона были максимально четкими, ясными и понятными. В этих целях они должны излагаться, возможно, более кратко, но не в ущерб точности и ясности изложения.

     На  фоне многочисленных утрат, которые  переживает наше общество, к сожалению, деградирует и наш русский  язык. А, ведь, язык российского законодательства отличался особым функциональным стилем, чрезвычайной чистотой речи, самыми высокими лингвистическими стандартами. Сейчас, когда за эталон права берут западные образцы, когда в депутаты избираются люди без высшего образования, а  иногда - ранее судимые, трудно сохранить  исторически сложившуюся российскую культуру языка.

     Так, в настоящее время в российскую правовую систему с учетом экономических  реформ на современном этапе входят совершенно новые юридические понятия: договоры «франчайзинг», факторинга, агентирования, селенга, понятие «траст», термины брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьютеры и ряд других.

     Увы, не счесть числа в законах противоречий, ошибок, недоразумений. Но таково реальное правотворчество – и теория права  всячески стремится описать, объяснить  как состояние правовой системы, так и пути ее совершенствования. Одним из таких путей является «вооружение» законодателей могучей  юридической техникой. 27 

 

     

     Заключение

     Подводя итоги проделанной работы, хотелось отметить, что я постаралась максимально полно разобраться в понятии правотворчество, в его основных принципах и видах, стадиях, проблемах и перспективах.

     Можно сделать однозначный вывод о  том, что Российское законодательство находится на завершающей стадии своего становления. Речь идет, прежде всего о том, что на сегодняшний  день приняты практически все  кодексы и другие основополагающие нормативные акты, которые по всей видимости уже однозначно не изменятся.

      На  данный момент, в большей степени  повышения качества правовых решений  требует подзаконное правотворчество. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

      К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого  юридического решения.

      К недостаткам подзаконного правотворчества  можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность  обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой  работой бюрократии и др.

      Законы, зачастую, появляются как результат давления тех или иных заинтересованных политических элит, экономических корпораций, лоббистов. Дело в том, что почти каждый законопроект нуждается и поддержке соответствующих сил, получает ее или, наоборот, ему в этом отказывают. Каждый законопроект – это продукт либо согласия, либо борьбы, либо компромиссов. И лоббирование – это естественное явление в правотворчестве, защита интересов социальных слоев, отдельных экономических крупных организаций и даже конкретных лиц, т.к. каждый депутат имеет право законодательной инициативы.28 Право выражает и защищает эти интересы, прежде всего в отношениях собственности, власти. Однако не редко при лоббировании используются недопустимые средства (подкуп, обман), тогда лоббирование ведет к появлению субъективного в праве, по существу, ведет к правотворческому произволу.

      В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной  по линии как качественных, так  и количественных показателей. Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению  внутренней согласованности, беспробельности  и научной обоснованности принимаемых  нормативных правовых актов. Это  относится как к законам в  собственном смысле слова, так в  еще большей степени к подзаконным  актам, которые нередко расходятся даже с положениями Конституции  РФ. Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые  на уровне субъектов РФ. Заметно  отстают темпы «расчистки» действующего законодательства и его приведения в соответствие с новыми законами.29

     Законы  не работают, когда они написаны только на бумаге, для их реализации требуются мощный государственный  механизм, определяющий отношения предписанные законом. 

 

     

Список  используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке и вступлении в силу федеральный конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»;

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

4. Федеральный закон"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. //Собрание законодательства РФ I994. №2. Ст.74.Ст.11,ч.1.

5. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 3921.

6. Теория Государства и права : Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: ЮРИСТ, 2001.С. – 412-429

7. Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003 с. 108

8. Теория государства и права: Курс лекций //Демин А.В. – М.: 2004

9. Общая теория права: Учебник для юридических ВУЗов// Под ред. д.ю.н., проф.  А.С. Приголкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Бауман, 1996г. – 384 с. 

10. Теория Государства и права : Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: ЮРИСТ, 2001.С. – 412-429

11. Теория права и государства. Вопросы и ответы. Протасов В.Н., 240с. (Серия «Подготовка к экзамену).

12. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. – 2004 

13. Абдулаев Н.Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006 с. 157 

14. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов 

15. Арзомасов  Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. – 2006. – № 9 С. 11-17 

16. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – .528 с.

17. Демин А.В. / Москва, 2004 «Теория государства и права: Курс лекций»

18. Дюрягин И.Л, Приголкин А.С. Правотворчество в советском Государстве - М.: Юрид. лит.,1974.-- C.157 

19. Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. Москва-Орел: Из-во ОРАГС, 2005 с.215 

20. Марченко М.Н. Теория государства и права 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006г. – 640 с. 

21. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002 с. 149 

22. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999. С. 420.

23. Бородин Р.В. // Российская юстиция. I997.№7.-C.I

24. Юртаева Е.А. Закон о нормативно-правовых актах и практика Российского правотворчества // Журнал Российского права. – 2006г. № 5. – с. 12-22

Информация о работе Правотворчество