Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:25, реферат

Краткое описание

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности, а также вопросы языка законодательства и создания единого терминологического словаря.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и принципы правотворчества……..…..…………………………....5
2. Виды правотворчества…………………………………………………………9
3. Проблемы совершенствования правотворчества
в современной России...................................................................................12
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы…….………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Pravotvorchestvo.docx

— 50.13 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Нижегородский филиал

Государственного университета

Высшей школы  экономики

(НФ ГУ-ВШЭ).

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине:

Теория государства  и права

 

На тему:

«Правотворчество»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 10Ю3

Некрашевич  Д.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Тенилова  Т.Л.

 

 

 

 

Нижний Новгород.

2011г.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и принципы правотворчества……..…..…………………………....5

2. Виды правотворчества…………………………………………………………9

   3. Проблемы совершенствования правотворчества

 в современной  России...................................................................................12

Заключение……………………………………………………………………….25

Список источников и литературы…….………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

Вeдущeе местo срeди источникoв современного российского права занимают нормативно-правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества.

Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных  правовых

решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой

создаются нормы права, правила  поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа  неэффективных нормативных актов  – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое  и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права.

Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так  происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого  анализа и честного ответа.

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения  закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового  регулирования общественных отношений  и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования  последствий принятия закона, вопросы  научной экспертизы проектов законов  и их модальной сбалансированности, а также вопросы языка законодательства и создания единого терминологического словаря.

Таким образом, целью настоящей  работы является исследование понятия

правотворчества.

 

-    выявить  понятие и принципы правотворчества

-    рассмотреть  виды правотворчества

- исследовать  проблемы совершенствования правотворчества  в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Понятие и принципы правотворчества.

     

        Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью, формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне согласований непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившихся в обществе разнообразных отношений.

В отечественной и зарубежной литературе правотворчеству  просвещенно много  книг, диссертаций и статей. По мнению некоторых авторов, правотворчество  выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Позиция других  заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.Но даже несмотря на столь многочисленные определения правотворчества, смысл в итоге остается один.    

Право, как любое социальное явление  имеет свою функцию. Рожденное общественными  отношениями, т.е. определенными социальными  связями, которые по своей природе  хаотичны, право естественно выступает  определенным фактором стабильности. Отсюда вытекает тот факт, что для 

нормального функционирования общества необходим  регулятор, который 

 

 

 

поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал  их взаимодействие и. взаимосвязь. Таким  регулятором является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом. Правотворчество по своей социальной сути выступает как процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственном влиянии общеобязательного характера.

С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования – это то социальное пространство, которое подвержена действию права:

• сфера возможного (потенциального) регулирования;

• сфера необходимого регулирования;

• сфера законодательного регулирования;  

• сфера правореализующего регулирования.

Когда мы говорим о правотворческой  деятельности государства, следует  обратить внимание на то, что она  является частью правообразования. Описывая этот процесс, следует отметить, что  есть, прежде всего, перевод объективных  законов общественного развития на язык решений, обличенный в соответствующую  юридическую форму. «Обычно сложившаяся  в жизни норма реального поведения  предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В. Н. Кудрявцев, - что уже  оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».

Справедливо было бы рассматривать  правотворчество, как часть процесса правообразования. Правотворчество  – сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного

руководства обществом. Как любой  социальный процесс – это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы.

 

Правотворчество – основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрело и их направления уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступает компетентные государственные органы. Согласно традиционной точки зрения, правотворчество – это деятельность государства, направленная на создание юридических норм.

На основании выше сказанного мы можем дать определение правотворчества: это оранизационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

Правотворческая деятельность современных  государств осуществляется не спонтанно  и хаотично, а на базе основополагающих принципов, представляющих собой организованные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие  направления этой деятельности. Рассмотрим эти принципы подробнее.

1) Демократизм – проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждении нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов широкой общественности.

2) Законность – строгое соблюдение установленного порядком подготовки, принятия, опубликования нормативно-правовых решений, соответствия конституции страны и ее законам вышестоящей юридической силы, правотворческой процедуры.

3)Гуманизм – направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.

4) Научный характер – правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижение науки и техники, основываться на технических разработках проблем, требующих нового нормативного решения.

5) Профессионализм – участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов, соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6) Гласность – результат правотворческой деятельности – нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан – должны быть доведены до сведения последних.

7) Техническое совершенство принимаемых актов – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и опломбированных правотворческой практикой способов и приемов подготовка и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

Принципы правотворчества, на основании  вышеизложенного, являются не единственным фактором для успешной работы законодателя. Немаловажную роль играет и правовая культура законодателя, от его отношения  к своей работе, от владения юридической  наукой и приемами законодательной  техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании  и познании общечеловеческих ценностей, в соответствии с которыми и осуществляется законотворческая деятельность.

 

 

     2. Виды правотворчества

 

В целом можно  выделить три вида правотворчества:

1.Правотворчество  компетентных государственных органов.  Представляет собой такую разветвленную  деятельность всех органов государственной  власти и управления, в результате  которой формируется система  законодательства. Юридическая сила  нормативного акта, принятого тем  или иным органом, соизмеряется  его компетенцией в иерархической  структуре механизма государства.  Результатом правотворчества государственных  органов могут быть законы  и различного рода подзаконные  акты (указы Президента, постановления  Правительства, инструкции министерств  и ведомств, постановления и распоряжения  органов власти на местах).

2.Санкционированное  правотворчество. Разрешенная государством  правотворческая деятельность должностных  лиц (руководителей предприятий,  учреждений, министерств, ведомств  и т.д.) и некоторых негосударственных  органов и учреждений, результатом  которой являются исключительно  подзаконные нормативные акты  или правовые предписания, изданные  по вопросам, составляющим их  компетенцию.

3.Референдум. Проводится по наиболее важным  вопросам государственной и общественной  жизни. С его помощью народ  осуществляет свою власть непосредственно.  Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

На виды правотворчество  делится по следующим критериям:

1.Субъект  правотворчества – орган или  общественное формирование, правомочия  которого на принятие соответствующего  правового акта определяются  конституционным или иным законодательным  статусом. Только такому субъекту  принадлежит инициатива подготовки  и принятия 

 

нормативно-правового  акта, либо реагирования на правотворческую  инициативу других правомочных субъектов  – например, Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Конституционного суда. Законодательная инициатива может принадлежать и общественным объединениям, группам или отдельным гражданам.

2.Регламенты  правотворчества различных органов,  регулирующих процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления  в силу правовых актов. В  них точно определяются стадии  движения проекта акта, виды совершаемых  с ним необходимых действий, конкретные  субъекты, принимающие участие в  каждой стадии, их права и обязанности  и процедурный порядок взаимоотношений  между ними.

3.Ориентированность  правотворческого процесса на  строго определенные виды правовых  актов, формирование которых является  целью их деятельности, определяющих  пределы дозволений их правоформирующих  действий, обозначающих границы  отличия формируемого акта от  актов других органов. 

4.Относительное  определение темы, структуры, объема  и содержания будущего правового  акта.

На основании  рассмотренных критериев, учитывая иерархию правовых актов, можно выделить пять обособленных видов правотворчества.

1.Законотворчество  – это законодательный процесс,  связанный с прохождением стадий  и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов. 

          2.Подзаконное правотворчество. К нему относится правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти.

Информация о работе Правотворчество