Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:25, реферат
Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности, а также вопросы языка законодательства и создания единого терминологического словаря.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и принципы правотворчества……..…..…………………………....5
2. Виды правотворчества…………………………………………………………9
3. Проблемы совершенствования правотворчества
в современной России...................................................................................12
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы…….………………………………………...27
3.Прямое, непосредственное
правотворчество. Данный вид
а) оно проводится по инициативе групп граждан, части населения;
б) единство воли участников референдума является исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта;
в) итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;
г) итоги референдума по проблемам правотворчества и государственного строительства являются обязательными;
д) подготовка к проведению референдума по государственно-правовому строительству возлагается на государственные органы и избирательные комиссии.
4.Корпоративное
нормотворчество.
5.Нормативные
договоры. Их также следует отнести
к самостоятельному виду
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является сложным процессом. Оно имеет определенные цели, основывается на весьма четких принципах и подразделяется на виды.
3. Проблемы совершенствования правотворчества в современной России.
Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу. В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов, а также - специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов. Законодательная процедура состоит из целой серии выработанных и юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия различных нормативно-правовых актов. В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституционно предусматривается принятие законов с помощью референдумов, для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядоченный и целенаправленный характер. Процедура проведения референдума предусматривает существование таких групп важнейших однородных правил, которые закрепляют и регулируют отношения, возникающие по поводу возбуждения вопроса о проведении референдума, по поводу определения предмета референдума, установления порядка его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референдуме некоторых стран особо подчеркивается, что они и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотносятся с механизмом проведения обычных выборов в этих странах. Предметом референдума могут быть практически любые вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Определение предмета референдума является ключевым звеном во всем механизме проведения референдума. Это не
столько процедурный, сколько основной, принципиально важный вопрос. В силу своей значимости он закрепляется, как правило, одновременно и в текущем, и в конституционном законодательстве.
Большое значение
в процедурном и фактическом
плане имеет также
Как и всякая
сложная деятельность, правотворчество
подразделяется на ряд взаимосвязанных
операций, процедур, которые в теории
права называются стадиями. В юридической
литературе имеется несколько подходов
к пониманию совокупности стадий,
на которые подразделяется единый правотворческий
процесс. Все они имеют право
на существование, поскольку авторами
применяются различные критерии
выделения правотворческих
Правотворческий процесс в Российской Федерации состоит из следующих шести стадий:
1) Принятие решения
о внесении изменения в
2) Подготовка проекта нормативно правого акта либо доработка проекта,
внесенного в порядке правотворческой инициативы.
3) Рассмотрение проекта
нормативно правового акта
4) Обсуждение и согласование
проекта заинтересованными
5) Принятие нормативно правового акта.
6) Опубликование нормативно правового акта.
Принятие правотворческим органом решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться различными обстоятельствами.
Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа, признавшего, что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и не соответствует целям правового регулирования, вызывает обоснованные нарекания заинтересованных лиц и нуждается в изменении или коренной переработке.
В Российской Федерации в
отличие от других государств определен
широкий круг лиц, обладающих правом
законодательной инициативы, отражающих
федеративное устройство государства.
Все перечисленные субъекты пользуются
правом законодательной инициативы
в полном объеме, т.е. им дано конституционное
право вносить законопроекты
по любым вопросам, которые относятся
к ведению Российской Федерации
и совместному ведению
Для рассмотрения этих и
других вопросов Госдума назначает
ответственный комитет по законопроекту.
После его решения законопроект
направляется на заключение Правительства,
а также соответствующих
Подготовленный законопроект направляется в Совет Думы для рассмотрения. Ежегодно в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится около 900 законопроектов. Это почти в два
раза превышает реальные возможности их рассмотрения. Каждый второй законопроект разрабатывается по инициативе депутатов Государственной Думы.
Особое
значение в деятельности
- о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
- о выпуске государственных займов;
- об изменении финансовых обязательств государства;
- другие законопроекты,
которые предусматривают
После рассмотрения и принятия
законопроекта Государственной
Думой он становится федеральным
законом. В соответствии с установленным
регламентом Государственная
а) во время первого чтения обсуждаются только основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта.
Затем заслушиваются содокладчики, проводятся прения. После этого Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту. В том случае, если Дума одобряет этот законопроект, она передает его для продолжения работы в комитет, который отвечал за его подготовку;
б) на второе чтение законопроект выносится уже с поправками, с учетом замечаний и предложений, которые были высказаны депутатами в первом чтении. На этом этапе депутаты обсуждают законопроект по статьям вместе с поправками;
в) третье чтение заключается только в голосовании "за" или "против" законопроекта в целом. В его содержание поправки больше не вносятся, и
сам законопроект не обсуждается.
Для принятия федерального закона необходимо
большинство голосов от общего числа
депутатов Государственной
В практику законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации с 2002 г. вошло рассмотрение законопроектов в "нулевом чтении". Это позволяет еще до его официального рассмотрения скорректировать позиции законодателей с авторами законопроектов. Чаще всего в этой роли выступает Правительство России. Высказывается мнение о необходимости рассмотрения в "нулевом чтении" всех законопроектов, затрагивающих экономические и социальные интересы граждан, а также определяющие гарантии их конституционных прав и свобод.
Советом Государственной Думы Российской Федерации либо профильным комитетом Правовому управлению Государственной Думы может быть поручено проведение правовой или лингвистической экспертизы принимаемого законопроекта с указанием конкретного срока, но, как правило, не менее двух-трех недель. Содержание работы проводимой экспертизы зависит от того, в каком чтении рассмотрен законопроект. По
результатам проведенной правовой экспертизы составляется заключение, в котором даются ответы на следующие три основных вопроса:
1. Соответствует или не
соответствует рассматриваемый
законопроект Конституции
2. Есть ли противоречия
в структуре законопроекта
3. Полностью ли приведен
перечень актов федерального
законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в
От принадлежности принимаемого
законопроекта к предмету ведения
Российской Федерации или к предмету
совместного ведения зависит
процедура его принятия. Проекты
федеральных законов по предметам
совместного ведения
Проекты федеральных законов
по предмету совместного
Проекты федеральных законов
о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств
государства, а также другие законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые
за счет федерального бюджета, могут
быть внесены в Государственную
Думу только при наличии заключения
Правительства Российской Федерации.
Вместо заключения часто дается отзыв
(положительный или
При проведении правовой экспертизы законопроектов в области бюджетных отношений основным актом законодательства на сопоставимость сравнения является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Принятый Государственной
Думой федеральный закон
Во
времена СССР немало правовых
актов, но значению не