Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире невозможно переоценить роль права, как важнейшего регулятора отношений в обществе. До определённого уровня правовыми нормами регламентированы буквально все проявления активности личности, различны коллективных субъектов воли, наконец, государства. В процессе развития цивилизации происходила конкретизация нормативных установлений, появлялись новые объекты правового регулирования.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В современном  мире невозможно переоценить роль права, как важнейшего регулятора отношений в обществе. До определённого уровня правовыми  нормами регламентированы буквально все проявления активности личности, различны коллективных субъектов воли, наконец, государства. В процессе развития цивилизации происходила конкретизация нормативных установлений, появлялись новые объекты правового регулирования.

В каждом государстве  ныне существует значительный массив действующего законодательства, содержания которого позволяет определять форму правления, политический режим, экономическую систему, степень социальной защищённости личности и другие важнейшие составляющие образа жизни. В современном правовом государстве никто не может находиться  вне закона.

Изменения  в обществе неизбежно влекут за собой нормотворчество и облекаются в  новые правовые формы. Как правило, это вызывает увеличение числа правовых установлений, их детализацию как на уровне закона, так и в форме подзаконных нормативных актов.

Уровни правового регулирования тех или иных отношений зачастую меняются. Это сопряжено с процессами централизации или децентрализации власти, степенью развития производительных сил общества, политической ситуации как внутри государств, так и на международной арене.

В условиях развития международного сотрудничества особое значение приобретают  нормы международного права, существование и соблюдение которых является гарантом стабильности на планете и служит стимулом развития международной торговли и формирования глобальной экономической системы.  Вместе с тем, указанное обстоятельство нисколько не снижает, а наоборот, повышает значение содержания внутригосударственного законодательства. Это объясняется, прежде всего, тем, что в настоящее время демократические государства строят своё законодательство на основе и в соответствии с общепризнанными международными принципами и нормами, стремясь достичь высших стандартов правового регулирования общественных отношений.

История государств, как в древности, так и новейшая, характеризуется различными правовыми системами, спецификой их создания и функционирования. Однако правотворчеству, как особой форме деятельности государства и общества, повсеместно придаётся первостепенное значение. Определение оптимальных моделей правового регулирования отношений и обеспечение их реализации в соответствии с предполагаемыми целями представляют собой чрезвычайно сложные задачи. Достаточным доказательством указанного является очевидный факт многочисленных нарушений правовых норм. Тем не менее, стремление создать «идеальные» законы присуще каждому государству и обществу.

При осуществлении  правотворчества возникает множество  вопросов: какие отношения и в какой форме должны быть регулированы; как обеспечить реализацию прав, свобод и исполнение обязанностей; что должно составлять исключительные права государства; как должна строиться система права; кому  и в какой форме должно принадлежать право законодательной инициативы; как избежать недостатков  формального действия права; каким характеристикам должен отвечать нормативный акт; каким должно быть соотношение актов, принимаемые различными субъектами; как обеспечить общедоступность нормативных актов и контроль за их соблюдением; каковы должны быть формы ответственности за нарушение права и многие другие. Особое внимание должно уделяться защите фундаментальных прав человека и общепризнанных принципов правового государства.

Ответы на эти  вопросы могут даваться в общетеоретическом  плане с учётом специфики правовой системы государства, но в любом случае они требуют разрешения при рассмотрении конкретного объекта правового регулирования.

Особое значение в этой связи приобретает механизм правотворчества, который в максимальной степени должен предусматривать соединение правовых теоретических  конструкций и политико-правового содержания принимаемых решений, облекаемых в форму нормативного акта. Важнейшими аспектами такого механизма должны быть оптимальное сочетание форм представительной и непосредственной демократии, способы делегирования обществом права предложения и принятия общеобязательных нормативных актов определённым субъектам (органы государства, народ, должностные лица, коллективы, общественные объединения и др.). Причём указанные проблемы в правотворчестве требуют постоянного внимания.

Целью данной работы является:

  1. объяснить, что подразумевается под понятием «правотворчество»;
  2. рассмотреть правотворческую компетенцию;
  3. проанализировать делегирование полномочий в Республике Беларусь.

Актуальность  темы. В последнее время все  большее количество государств вводит и использует в своей конституционной практике институт делегированного законодательства. В конце XX столетия во многих странах были приняты новые конституции, которые зачастую устанавливали новый строй, вводили новые институты. В том числе были внесены положения о делегированном законодательстве. Так, в Конституциях Хорватии, Молдовы, Казахстана, Румынии этот институт был введен впервые. В странах, где делегированное законодательство применяется давно, с каждым годом количество принимаемых актов делегированного законодательства растет (к таким странам относятся Великобритания, Австралия, Канада). Столь широкое распространение этого института привлекает наше внимание к выяснению того, какие причины стоят за этим. О том насколько этот вопрос интересует многих государственных деятелей и ученых, могут говорить ежегодные конференции, посвященные проблемам делегирования. Совершенство и демократизм правотворческих процедур, высокий уровень качества нормативных-правовых актов – показатель цивилизованности общества. В последние годы осбый интерес не только учёных, но и практиков вызывают вопросы, касающиеся правотворческой деятельности различных органов государственной власти, и прежде всего результата этой детельности – принимаемых ими нормативных правовых актов. Огромное значение для совершенствования текущего законодальства, практики его применения, в целом совершенствования правовой системы имеет принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах и полномочий, определение соподчинённости (иерархии) этих актов, порядок опубликования и вступления в силу и т. д. Поэтому исследования, посвящённые данной проблематике, и в том числе проблемам правотворчества,  имеют не только важное теоретическое, но и практическое значение.

 

 

 

  1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая система» правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права – от закона до инструкции – выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение людей, зависит и достижение целей – непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Вот почему нормотворческая деятельность всегда образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение .

Правотворчество – сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью  формирования правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов [1, с. 305].

Правотворчество в собственном смысле – это  решающий этап формирования права.

Правотворчество является составной частью правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Формирование права представляет собой сложный, длящийся, многофакторный процесс. В  разных условиях и разных странах он может протекать по-разному, но в целом в нём есть много общего.

Формирование права по своим исходным началам носит объективно условленный, исторически необходимый характер. Начальная степень правообразования – возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической или иной общественной потребности в юридическом регулировании (или изменения регулирования) соответствующих отношений. А затем – преломление этой потребности в системе классовых отношений в политическом, нравственном и правовом сознании господствующего класса, в господствующем общественном мнении, выражение данной потребности в классовых, политико-юридических интересах, в складывающейся классовой воле – в тех доминирующих непосредственно-социальных притязаниях, которые выступают в качестве прямого носителя объективных потребностей и интересов, классовой воли.

В процессе правообразования велика роль активнотворческих элементов  – деятельности субъектов политической системы (партий). Непосредственно правообразующее  значение в процессе формирования права  имеет деятельность государства, его  компетентных органов. И вот с этой стороны, со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирования права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчество – более узкое и в то же время более качественно насыщенное, отражающее активность процесса больше, чем понятие формирования права (правообразования).

Сущность правотворчества  состоит в воздействии государственной  воли в норму права, имеющую общеобязательный характер.

Надо отметить, что правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм, содержащихся в Конституции, Регламентах, Уставах и др. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путём внесения изменений и дополнений.

По свое сути правотворчество есть процесс воздействия  государственной воли в закон, её оформления в разных нормативно-правовых актах, процесс предания содержащимся в них правила поведения –  государственным велениям – общеобязательного  характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Правотворческий процесс обусловлен разными объективными причинами, а именно: динамикой общественной жизни, практикой формирования правоотношений, социально-экономическими, политическими, духовными потребностями.

По мнению А. Б. Венгерова, распространенным явлением в правотворческом процессе является лоббизм, который порой бывает легализованным, а порой и не легализированным. Содержание этого явления – проталкивание того или иного законопроекта в законодательном органе, превращении его в закон. Однако нельзя всё это явление, обозначать только как нежелательное и противоправное.

Каждый законопроект нуждается в поддержке соответствующихся сил,  получает её или, наоборот, ему в этом отказывают. Это продукт либо согласия, либо борьбы, либо компромиссов, и лоббирование – это естественное явление в правотворчестве, защита интересов социальных слоёв, отдельных экономических крупных организаций и даже конкретных лиц. Право выражает и защищает эти интересы, прежде всего в отношениях собственности, власти. Тем не менее, когда при лоббировании используются недопустимые средства (обман), тогда лоббирование ведёт к правотворческому произволу. Чтобы этого не допустить, разрабатываются и используются в правотворчестве специальные процедуры, выделяя в государственном аппарате специальные властные структуры.

 

Правотворчество осуществляется:

  1. В виде негосударственной правоустановительной деятельности государства, когда  нормы права создаются компетентными государственными органами и исходят прямо от этих органов.
  2. Правотворческая деятельность осуществляется путём санкционирования государством норм негосударственных организаций и обычаев. Нормам, изданным негосударственными органами, или обычаям государство придаёт общеобязательное значение, юридическую силу.
  3. Специфическим видом правотворчества выступает непосредственное правотворчество народа. В этой связи, при решении важнейших вопросов общественной и государственной жизни могут проводиться референдумы.

Участие государства  в данной процедуре минимальное.

Итак, по мнению В. А. Кучинского, правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.

Далеко не все  юридические нормы необходимо принимать  на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме того, подзаконное  правотворчество характеризуется  большой оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих конкретных субъектов. Вместе с тем оно связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Правотворчество – это богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть неоднородным.

Виды правотворчества:

  1. Правотворчество по субъекту делится:
    • на правотворчество народа путём референдума (всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
    • правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц (например, Парламента Республики Беларусь; Правительства Республики Беларусь; Президента Республики Беларусь и др.);
    • правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий (например, профсоюзы);
    • правотворчество органов местного самоуправления;
    • локальное правотворчество (например, на предприятии, организации).

Информация о работе Правотворчество