Правотворчество: понятие и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение правотворчества, стадии законодательной процедуры, механизм правотворчества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Понятие и виды правотворчества………………………………………. 5

1.1. Формирование права и правотворчества…………………………….. 8

2. Принципы правотворчества…………………………………………......10

3. Стадии законотворческого процесса…………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………. 17

Список использованных источников………………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП_Казкенова.docx

— 61.13 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Костанайский  государственный университет имени  А. Байтурсынова

Кафедра теории государства и права 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Правотворчество: понятие и принципы»

 

Дисциплина Теория государства и права

Специальность 5B030100 – Юриспруденция

Выполнил: Казкенова Д., студентка

заочной формы обучения, 10-423-23 

Руководитель: Шунаева С. М., к.и.н.

доцент кафедры

Теории  и истории государства и права

   
 
 
 
 

Костанай 2011 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Понятие и  виды правотворчества………………………………………. 5

1.1. Формирование  права и правотворчества…………………………….. 8

2. Принципы правотворчества…………………………………………......10

3. Стадии законотворческого процесса…………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………. 17

Список использованных источников………………………………………20

 

Введение

     Актуальность  и изучение данной темы дает возможность  глубже понять процесс создания, изменения  или отмены того или иного нормативно-правового  акта. В тех случаях, когда речь идет о процессе принятия, изменения или отмены любого нормативно-правового акта, то этот процесс обычно именуют обобщенно – правотворчеством.

     Для начальной стадии познания государственно-правовой материи данные терминологические погрешности, как представляется, не имеют принципиального значения. Что же касается более глубокого ее изучения, то терминологическая точность и полная определенность в используемых понятиях приобретает весьма важный, принципиальный смысл.

     Говоря  о правотворчестве и его особенностях, необходимо отметить, что правотворчество  представляет собой одну из важнейших  сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

     По  своей социальной сути правотворчество  есть процесс возведения государственной воли в закон, понимаемый в самом широком смысле слова, ее формирования в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

     Правотворчество является важнейшей составной частью

правообразования  вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

     Для того чтобы принимаемый акт в  максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта.

     Необходимо  четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

     Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение правотворчества, стадии законодательной процедуры, механизм правотворчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и виды  правотворчества 

     Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, в степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом, создания норм права.

       «Потребителями» законов являются  люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Создается впечатление, что знание основ правотворчества  полезно только тем, кто его осуществляет, - депутатам парламента, членам правительства  и так далее. Однако это не так, ибо создание правовых норм – удел государственных органов любых уровней – от высших до местных

[В. Корельский, с.298].

     Следует так же иметь в виду, что правотворчество  не особая функция государства, а  правовая форма, правовая «оболочка» государственной  деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном

бюджете.

     Таким образом, «акт правотворчества» имеет  два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и прочее.

     Одна  из важнейших характеристик правотворчества  заключается в том, что это  государственная деятельность, то есть, деятельность главным образом органов  государства. Они принимают, создают  нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

     Смысл и значение правотворчества состоят  в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал процессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а так же выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, регламент и прочее) [В. Корельский, с.299].

Что же касается относительно разновидности  правотворчества, то различают следующие виды, в зависимости от субъекта, осуществляющего создание права:

  • референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);
  • принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
  • санкционирование государством обычаев;
  • выработка судебного прецедента.

     Во  всех современных государствах самым  распространенным видом правотворчества  является создание закона парламентом. Механизм законопроектной работы парламента отличается следующими особенностями: ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; последовательной сменой стадий правотворчества; множественностью средств юридического реагирования, находящегося в распоряжении законодателя; обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

     Особой  разновидностью правотворческой деятельности является подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представительным органам государства. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. На практике часто встречаются случаи, когда в закон вводятся нормы, указывающие на то, что порядок применения закона или отдельных его норм определяется правительством, и, пока соответствующий акт правительства не издан, закон (или отдельные его нормы) не может вступить в силу

[В. Перевалов,  с. 187].

     К субъектам подзаконного правотворчества  относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государств, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.

     Основная  причина существования этого  вида правотворчества заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов. Кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение вопроса целесообразно передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Другая  причина существования подзаконного правотворчества заключается в  том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принимать соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого до принятия соответствующего закона происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция подзаконного нормотворчества имеет место во всех странах, и она все увеличивается. По подсчетам специалистов, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 подзаконных актов правительства. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

     Особый  вид правотворчества, примыкающий  к подзаконному правотворчеству, - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц [В. Перевалов, с. 188].

Таким образом, делая вывод из выше рассмотренного, правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения; специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом прежде всего и состоит назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, распространение их действия, совершенствование их редакции) выполняют вспомогательные функции и служат для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм [А. С. Пиголкина, с. 422.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Формирование права  и правотворчества

Информация о работе Правотворчество: понятие и принципы