Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение правотворчества, стадии законодательной процедуры, механизм правотворчества.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие и виды правотворчества………………………………………. 5
1.1. Формирование права и правотворчества…………………………….. 8
2. Принципы правотворчества…………………………………………......10
3. Стадии законотворческого процесса…………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………. 17
Список использованных источников………………………………………20
По проектам нормативных правовых актов Министерство юстиции Республики Казахстан проводит юридическую экспертизу, если эти акты имеют общеобязательное значение, касаются прав и свобод граждан или регулируют предпринимательскую деятельность.
Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам и организациям или поручить их разработку на договорной основе, в том числе по конкурсу, нескольким научным организациям или ученым.
Согласование проекта нормативного правового акта.
Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями.
1.
Подготовленный проект нормативного правового
акта, а при
необходимости - и проект другого нормативного
правового акта, принимаемого в его развитие,
направляются на согласование с заинтересованными
государственными органами и организациями.
На практике проекты, затрагивающие интересы большой группы граждан государства, подвергаются публичному обсуждению.
В практике появились
новые формы обсуждения наряду с такими,
как опубликование в печати проектов нормативных
правовых актов (таким было обсуждение
Налогового кодекса РК, Закона о труде).
Подобные обсуждения проводятся в телепередачах,
по Интернету. Была организована серия
«круглых столов» с участием международных
и казахстанских неправительственных
организаций по обсуждению Закона о выборах.
Не все законы вызывают столь сильный
интерес общественности, но законы, в которых
затронуты интересы граждан, должны пройти
через такие обсуждения.
Закон четко регламентирует порядок принятия законов.
Законодательная инициатива.
Это право субъектов права возбуждать перед Парламентом Республики Казахстан вопрос об издании, изменении или отмене закона, Поступление которого в Парламент влечет за собой официальное его Рассмотрение. Согласно статье 61 Конституции Республики Казахстан это право принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан и реализуется исключительно в Мажилисе.
Обсуждение законопроекта.
Официальное обсуждение законопроекта регламентировано законом. Парламент республики состоит из двух палат - Сената и Мажилиса. Каждая палата образует комитеты (число которых не превышает 7). Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Обсуждение законопроектов проходит следующие стадии: сначала в комитетах, затем на заседании бюро и пленарном заседании Мажилиса, затем в Сенате, который должен рассмотреть его в течение 60 дней. Далее законопроект, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената, становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.
Статья 61 Конституции РК гласит, что отклоненный большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, то он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен во время прохождения той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, то закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, то разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.
В случае разногласий между палатами создается согласительная комиссия на паритетных началах.
Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства республики.
В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе поставить на совместном заседании палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее, чем через 48 часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, то проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.
Принятый обеими палатами проект получает название закона й подписывается Президентом Республики Казахстан. Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики Казахстан.
Опубликование нормативного акта.
Статья 4 Конституции Республики Казахстан гласит, что все законы, международные договоры, участником которых является республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Статья 30 Закона «О нормативно-правовых актах» гласит, что официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан, Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Официальное
опубликование нормативных
административно-
Контроль за опубликованием нормативных правовых актов
центральных и местных государственных органов осуществляют
Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные
органы.
Заключение
Правотворчество — это деятельность, прежде всего, государственных
органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами
правотворчества выступают
негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии
законов на референдумах.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса —
правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем
правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Сущность
правотворчества состоит в
общеобязательный характер.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права,
отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что:
государственную;
стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
и демократии общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
— научность (так как в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные
потребности развития общества и т. п.);
— профессионализм
(заниматься подобной деятельностью должны
компетентные люди — юристы, управленцы,
экономисты и др.);
Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это opиентир для органов, творящих право.
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды как: