Правотворчество: понятие и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение правотворчества, стадии законодательной процедуры, механизм правотворчества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Понятие и виды правотворчества………………………………………. 5

1.1. Формирование права и правотворчества…………………………….. 8

2. Принципы правотворчества…………………………………………......10

3. Стадии законотворческого процесса…………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………. 17

Список использованных источников………………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП_Казкенова.docx

— 61.13 Кб (Скачать)

     Определение правотворчества в значительной степени зависит от определения его объема, и именно этот вопрос в теории правотворчества получил противоречивые толкования.

В литературе есть подход, отождествляющий процесс  формирования права и правотворчества. Особенно ярко он представлен в работе И.М. Степанова, который пишет: «Правотворчество нельзя понимать как деятельность компетентных государственных органов по созданию юридических актов нормативного характера. Правотворчество - понятие более широкое, включающее в себя в качестве составных элементов как процесс формирования правовых взглядов общества, так и процесс их выражения и закрепления в соответствующих нормативных актах».

Эта мысль  получила дальнейшее развитие в работах  Н.Я. Соколова, Н. Абдуллаева, Н.И. Васильевой, А. Нашиц, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, которые вносят в интерпретацию различные нюансы, не меняющие понимания сущности этой деятельности.

     В целом расширительное понимание  правотворчества было подвергнуто критике, но положительным итогом дискуссии по определению понятия стала дифференциация процессов формирования права и собственно правотворчества [А.У. Бейсенова, с. 221].

Разделяя критику  расширительного понимания правотворчества, следует однако обратить внимание на некоторые позитивные моменты подобной трактовки. Позиция авторов расширительного понимания правотворчества заключается не только в стремлении преодолеть традиционный подход в изучении правотворчества, но и в том, чтобы акцентироваться на таких важных его моментах, как процесс формирования государственной воли. При таком подходе правотворчество рассматривается как организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Изучение процесса формирования права дает возможность изучить глубинные, сущностные стороны этой сложной деятельности.   Эффект всей правотворческой деятельности зависит главным образом от того, как было осуществлено законодателем познание общественных отношений, насколько правильно и адекватно создана правовая идея, отражающая их, а это чаще всего остается вне официальных рамок правотворчества. Процессы формирования права и правотворчества тесно переплетаются, и действительно правотворчество является центральной, завершающей частью всего процесса формирования права.

     Формирование  права - понятие сложное, комплексное. Изучение его дает возможность проследить возникновение, становление и развитие правовой идеи как следствия определенных социально-экономических отношений и превращения их в государственную волю, которая находит свое воплощение в нормативно-правовых актах. В широкой трактовке правотворчество «исчисляется» с момента правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы. Таким образом, формирование права - это вызревание в общественных отношениях правовой потребности и воплощение ее в правовых идеях, превращение их в государственную волю, отражение их в правовых нормах. Оно включает все объективные социальные и сознательно-волевые факторы, обуславливающие появление правового сознания, влияющего на превращение его в государственную волю и возведение ее в закон.

     Общественные  отношения - это фактор, обуславливающий  содержание правовых норм и их конечные цели. Процесс формирования права идет в рамках сознания и подчиняется законам социального отражения: действующая система права - идеальная система отражений, модификация общественных отражений [А.У. Бейсенова, с. 222.].

В связи  с этим изучение процесса формирования права ведется в рамках нормативно-оценочного отражения действительности. Анализ этого процесса показывает его внутренний механизм - то, каким образом, через какие опосредствующие звенья осуществляется переход от материального мира к сознанию, воле, а затем к правовым нормам.

Единство  и различие процессов формирования права и правотворчества можно свести к следующим моментам.

  • Формирование права - понятие более  сложное, емкое, глубинное, чем правотворчество, которое составляет завершающую часть этого процесса. Комплексное изучение всех процессов делает необходимым изучение всего процесса формирования права, ибо без этого объективная, всесторонняя оценка многих ее вопросов невозможна. Между этими процессами существует неразрывное единство, хотя они различны по объему.

  • Формирование права обычно рассматривается  в плане нормативно-оценочного отражения действительности, и в нем можно выделить две основные стадии: возникновение правовых идей как отражения общественных отношений, переход их в состояние государственной воли, которая означает определенную степень их развития; воплощение государственной воли в юридических нормах. Вторая часть деятельности и есть собственно правотворчество, в котором требования, вытекающие из общих интересов общества, класса или определенных слоев, могут быть оформлены в форме закона при помощи политической власти.

  • Правотворчество составляет завершающую, аккумулирующую 
    часть формирования права, где решение законодателя о создании правовой нормы уточняется по существу.
  • Правотворчество — государственная деятельность. То есть различия между этими процессами существуют и в характере деятельности, и в содержании. Если формирование права рассматривается 
    как особая отражательная деятельность, то правотворчество - как 
    активно трансформирующаяся государственная деятельность.

2. Принципы правотворчества

     Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности:

    1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неук 
      лонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, в том числе и законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально - экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
    2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в 
      пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам выше стоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов [А.С. Пиголкина, с.423].
    3. Гуманизм. Данный принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и

        материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть

       в центре создания правовых актов.

    1. Научный характер. Правотворчество призвано максимально пол 
      но соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, опираться на теоретические разработки проблем, требующие нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые - юристы.
    2. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
    3. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.

      В право-подготовительной деятельности важно максимально

      использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать принятия скороспелых, непродуманных решений.

    1. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает 
      широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

     Нормы права создаются на основе государственных  велений, но этому процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов.

Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и так далее

[А.С. Пиголкина,  с.424].

Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой

предпринимательства (экономические факторы).

     Большое влияние на формирование права оказывают  политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных  слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений (политические факторы).

При создании новых  юридических норм также важны  степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы).

В многонациональном  государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами их юридического статуса (национальные факторы).

     Существенное  влияние на правотворчество оказывают  и международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями (внешнеполитические факторы).

Идеологическая  база права, правосознание граждан  и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы), также имеют существенное значение для правотворчества.

    Наконец, государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты (организационно-волевые факторы).

Совокупность  перечисленных факторов формирует  основу для 

оптимального и эффективного осуществления правотворческой

деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития [А.С. Пиголкина, с. 425]. 

2.3. Стадии законотворческого  процесса

     Процесс правотворчества подразделяется на ряд стадий. Рассмотрим их на примере  законотворческого процесса, представляющего  собой совокупность официально установленных процедур разработки, принятия и введения в действие законов – нормативных правовых актов высшей юридической

силы.

     Выделяются  следующие основные стадии законотворческого  процесса в Казахстане: подготовка проекта нормативного правового акта, согласование проекта нормативного правового акта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, опубликование нормативного акта. Рассмотрим подробнее. Говоря о гносеологической стороне механизма правотворчества, мы выделили первую его стадию — изучение общественных отношений, общественной практики с целью выявления правовой потребности общества.

Далее определяется государственный орган, в чью правотворческую компетенцию входит решение данного вопроса. Попутно решается вопрос о форме нормативного правового акта.

Принимается решение о подготовке правового  акта. Здесь необходимыми этапами являются создание концепции акта, подготовка проекта.

     Подготовка  проекта нормативного правового  акта:

Порядок разработки проекта нормативного правового  акта.

  1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного 
    правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или 
    поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое 
    выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
  2. К подготовке законов, нормативных правовых указов Президента 
    Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости - проектов 
    нормативных правовых актов других уполномоченных органов мо 
    гут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные 
    учреждения и научные работники.
  3. Подзаконные нормативные правовые акты уполномоченных органов одного уровня могут разрабатываться, а при необходимости 
    приниматься несколькими уполномоченными органами.
  4. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатами Парламента Республик 
    Ки Казахстан, являются депутаты Парламента.

Информация о работе Правотворчество: понятие и принципы