Правотворчество: понятие, стадии, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование отдельного юридического закона или более широкого нормативного правового акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона.

Оглавление

Глава 1.Общее понятие правотворчества и способы правотворчества……………………..1

Глава 2. Принципы правотворчества………………………………………………………….2

Глава 3. Формы правотворчества……………………………………………………………...3- 6
.
Глава 4.Стадии правотворческого процесса………………………………………………….7-14

Глава 5.Приемы и методы, используемые в правотворческом процессе…………………..15-17

Файлы: 1 файл

правоведение.лосева марина игоревна..doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра социальных наук,

педагогики и права

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине ПРАВОВЕДЕНИЕ

                                                            

 

Тема № 7: Правотворчество: понятие, стадии, принципы

 

Выполнила студентка:  Лосева Марина Игоревна

 

Учебная группа____011-ВТД________ шифр__________07__________

 

 

 

Контрольная работа

сдана___________________________

                        

Контрольную работу                                                                 Допущена к защите

проверил       ЮРАСЮК Н.В.                                        ___________________________

 

                                     

Контрольная работа

зачтена__________________________

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общее понятие правотворчества и способы правотворчества……………………..1

 

Глава 2. Принципы правотворчества………………………………………………………….2

 

Глава 3. Формы правотворчества……………………………………………………………...3- 6

.

Глава 4.Стадии правотворческого процесса………………………………………………….7-14

 

Глава 5.Приемы и методы, используемые в правотворческом процессе…………………..15-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общее понятие правотворчества  и  способы правотворчества.

 

Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование  отдельного юридического закона или  более широкого нормативного правового акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона.

 

Существует точка зрения о том, что только государство является единственным и исключительным источником права, которое формируется посредством принимаемых им законов. В данном подходе просматривается понимание равенства между правом и законом.

 

Более распространенной является другая точка зрения. Она  заключается в том, что право  как регулятор общественных отношений  считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях".

 

Например, М.Н. Марченко считает, что государство  обладает исключительными полномочиями по формированию законов, но не права. "Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают".

 

В то же время  он признает, что часть законов  носит правовой характер. Критерии, позволяющие делить законы на правовые и неправовые, а также разграничение права и закона теория пока еще не выработала.

 

Под правотворчеством условимся понимать вид государственной  деятельности, заключающийся в процессе формирования и придания официальной формы в виде закона волеизъявлению, соответствующему интересам большинства населения.

 

Различают три способа правотворчества:

 

- непосредственная  правоустановительная деятельность  полномочных государственных органов;

- санкционирование  государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями;

- непосредственное  правотворчество народа, проводимое  в форме всенародного голосования  (референдума).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Глава 2. Принципы правотворчества.

 

 

Правотворческая деятельность современных  цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные  начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

1. Демократизм. Этот принцип  проявляется в установлении и  неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка  подготовки и утверждения нормативных  актов и в первую очередь  законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты  должны приниматься строго в  пределах компетенции соответствующего  правотворческого органа и соответствовать  конституции страны, ее законам  и иным актам вышестоящей юридической  силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает  направленность правотворческого  акта на обеспечение и защиту  прав и свобод личности, на  максимально полное удовлетворение  ее духовных и материальных  потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер. Правотворчество  призвано максимально полно соответствовать  назревшим потребностям общественного  развития, его объективным закономерностям,  быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

5. Профессионализм, то есть участие  в разработке новых правотворческих  решений квалифицированных специалистов  соответствующих отраслей общественной  жизни, имеющих профессиональную  подготовку, большой опыт работы  и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки  проектов. В правоподготовительной  деятельности важно максимально  использовать зарубежный и отечественный  опыт, результаты социологических  и иных исследований, разного  рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых  актов предполагает широкое использование  выработанных юридической наукой  и апробированных правотворческой  практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Глава 3. Формы правотворчества

 

 

Выделяют три формы правотворчества:

 

а)  непосредственное правотворчество, то есть правотворчество государствообразующего народа (референдум) и некоторых дру­гих субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);

 

б)  правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти);

 

в)   правотворчество  общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

 

Принятие нормативных актов  органами государства. Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные  органы, каждый на своем уровне. Уровень объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.

 

Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов власти, а также органы местного самоуправления – районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские.

 

К числу правотворческих органов  относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные  комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав федерации, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований. Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

Государственная Дума принимает законы и постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

 

Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов федерации. Они принимаются с соблюдением особой процедуры, предусмотренной регламентами.

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, на основе Конституции  и законов Российской Федерации  издает указы, причем они могут быть и нормативного, и индивидуального, оперативного характера. Правительство, как орган исполнительной власти, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции и законодательству в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации.

 

 

Свои акты нормативного характера  Правительство обычно издает в форме  постановлений.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят  порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Обычно министерства, будучи органами единоличного руководства, издают приказы и инструкции, государственные комитеты как коллегиальные органы – постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты также органы законодательной  и исполнительной ветвей власти субъектов  Российской Федерации – республик в составе федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Следующий вид органов, осуществляющих правотворческую деятельность, –  это органы местного самоуправления: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации.

Издавая нормативные акты (обычно они именуются решениями), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

 

Наконец, администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).

 

Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:

1) ограниченным кругом субъектов  законодательной инициативы;

2) строгой процедурой прохождения  проекта в парламенте;

3) последовательной сменой стадий правотворчества;

4) множественностью средств юридического  реагирования, находящихся в распоряжении  законодателя;

5) обусловленностью юридического  содержания правотворческого акта  кругом регулируемых отношений.

 

 

 

 

4

 За последнее время во многих государствах все большее распространение получает форма непосредственного участия народа в правотворчестве – референдум, то есть принятие законов путем всенародного голосования. Это один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.

В соответствии с Законом "О референдуме  РСФСР" решения, принятые всероссийским  референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации (ст. 1). На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

 

 

Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление народа по установлению правовых норм. Именно поэтому результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению органами государственной  власти и вступают в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок (ст. 36 российского Закона о референдуме). Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают, как и законы, высшей юридической силой.

Информация о работе Правотворчество: понятие, стадии, принципы