Правотворчество: понятие, стадии, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование отдельного юридического закона или более широкого нормативного правового акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона.

Оглавление

Глава 1.Общее понятие правотворчества и способы правотворчества……………………..1

Глава 2. Принципы правотворчества………………………………………………………….2

Глава 3. Формы правотворчества……………………………………………………………...3- 6
.
Глава 4.Стадии правотворческого процесса………………………………………………….7-14

Глава 5.Приемы и методы, используемые в правотворческом процессе…………………..15-17

Файлы: 1 файл

правоведение.лосева марина игоревна..doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

Совет Федерации, как правило, самостоятельно решает вопрос о том, рассматривать  или не рассматривать принятый Государственной  Думой закон. Ст. 106 Конституции делает исключение из этого правила, давая перечень законов, которые Совет Федерации обязан рассмотреть. Все они относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации:

 

- законы по вопросу федерального бюджета;

- законы по вопросам налогов и сборов;

- законы по вопросам ратификации международных договоров;

- законы по вопросам статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

- законы по вопросам войны и мира.

Сократить перечень законов, которые  в обязательном порядке подлежат рассмотрению Советом Федерации, можно только путем внесения изменений в Конституцию РФ.

 

 

 

 

 

10

 

Принятый парламентом закон  должен быть официально провозглашен и опубликован в официальных  источниках, после чего закон приобретает  обязательную силу. В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении четырнадцати дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту.

 

Четырнадцатидневный срок для подписания принятого федерального закона необходим  для того, чтобы глава государства имел возможность внимательно ознакомиться с его содержанием и принять решение о подписании закона либо об отклонении. После подписания Президентом закон должен быть обнародован. Официальным считается опубликование закона в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". При опубликовании в этих изданиях указывается полное наименование закона, дата его подписания, полный текст.

 

Президенту Российской Федерации  предоставлено право на возвращение  переданного ему на подпись закона для повторного рассмотрения в парламенте. Отклоняя его, Президент предлагает свою редакцию закона в целом, либо его частей, или сообщает о нецелесообразности принятия данного закона. В таком случае Государственная Дума включает в повестку дня вопрос о повторном рассмотрении закона. В процессе повторного решения данного закона в Думе ставятся на голосование три предложения:

 

одобрить федеральный закон  в редакции Президента. Если это  предложение не принято, голосуется второе предложение;

одобрить федеральный закон  в ранее принятой редакции Государственной  Думы.

если не принято ни одно из данных предложений, палата проводит голосование  по отдельным разделам, главам, статьям, пунктам в редакции Президента.

В случае принятия Думой решения  одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции Председатель Государственной Думы направляет закон в Совет Федерации. При повторном рассмотрении федерального закона, одобренного Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации после обсуждения или без обсуждения голосует об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции. Одобренный Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту России для подписания и обнародования. Семидневный срок для подписания Президентом закона исчисляется с момента получения им текста закона, направленного Советом Федерации.

 

По статистике, из 50 федеральных  законов, принимаемых Государственной  Думой, около 20 рассматриваются повторно после отклонения их Советом Федерации  и Президентом России.

 

В ряде государств (в том числе и в России) президенты наделены правом вето. Это рассматривается как важный способ воздействия главы государства на законодательный процесс. Например, Президент США с 1789 по 1989 гг. воспользовался этим правом 1421 раз. В 103-х случаях Конгрессу США удалось его преодолеть.

 

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве, и порядок их принятия обеспечивается статьей 108 Конституции  РФ. Особая юридическая сила федеральных  конституционных законов состоит  в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

 

11

В Конституции Российской Федерации  дается перечень вопросов, по которым  должны приниматься федеральные  конституционные законы. К ним, в  частности, отнесены законы:

 

об условиях и введении чрезвычайного положения, а также режиме военного положения (ст. 56, 87, 88);

о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в ее составе  нового субъекта, а также об изменении  конституционного статуса Федерации (ст. 65, 66, 137);

о государственном гербе, флаге, гимне  России (ст. 70);

о референдуме (ст. 84);

об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);

о деятельности Правительства (ст. 114);

о судебной системе Российской Федерации, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судах (ст. 118, 128);

о Конституционном Собрании (ст. 135).

Особое место конституционных  законов, их верховенство по отношению  к другим законам обусловлено  и сложной процедурой их принятия. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным (т.е. не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы) большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Для сравнения - для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов, кроме этого, Президент имеет право возвратить обычный закон в парламент на новое рассмотрение.

 

В отношении федерального конституционного закона Конституция обязывает Президента независимо от того, согласен он с принятым конституционным законом или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать не позднее, чем по истечении четырнадцати дней. Конституционные законы публикуются в тех же официальных изданиях, где и обычные федеральные законы.

 

Установлен следующий порядок  вступления в силу законов, принимаемых  Федеральным Собранием Российской Федерации:

 

- со дня его официального опубликования или с даты, указанной в тексте закона;

- если в тексте закона не указана дата его вступления в силу - то через 10 дней со дня - официального опубликования;

- после наступления определенных в тексте закона условий (вступления в силу нового нормативного правового акта или вступления в силу внесенных в действующие законы изменений и дополнений).

Указом Президента РФ определен  порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства  РФ и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти (от 23 мая 1996 г. N 763).

 

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  семи дней после дня их первого  официального опубликования.

 

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой же порядок распространяется и на подобные акты Правительства Российской Федерации.

 

12

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных  органов исполнительной власти, а  также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

 

В актах Президента Российской Федерации  и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию. Подобное требование не распространяется на акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение  десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

 

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, кроме  актов и отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 

Контроль за правильностью и  своевременностью опубликования нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

В условиях современной России признано целесообразным возложить на Министерство юстиции обязанность по осуществлению системного мониторинга законодательства. Помимо осуществляемого контроля за процессом формирования регионального законодательства Минюсту предоставляется право контроля за принятием ведомственных нормативных правовых актов. Например, в 2004 г. было отказано в регистрации 206 ведомственным нормативным правовым актам.

 

 

 

 

Излишняя зарегламентированность общественных отношений иногда может  привести к принятию, с точки зрения российской действительности, весьма экзотических законов. Вот несколько таких примеров из законодательства американских штатов, которые у нас могли бы быть опубликованы под рубрикой "Нарочно не придумаешь":

 

 

- В Неваде запрещается перегонять верблюдов по шоссе.

- В Калифорнии ставить мышеловку может лишь тот, у кого есть разрешение на охоту.

- В Арканзасе (родном штате президента Билла Клинтона) муж может бить жену, но не чаще одного раза в месяц.

- В Техасе преступник за 24 часа до совершения преступления обязан сообщать будущей жертве, к чему он готовится.

- В Оклахоме денежному штрафу или тюремному заключению подвергается тот, кто строит гримасы собаке.

- В Западной Виргинии запрещается идти в школу ребенку, от которого пахнет луком.

- В Теннесси нельзя ловить рыбу с помощью лассо.

- Во Флориде весной запрещено ловить сачками лягушек.

- В Пенсильвании запрещается мести мусор под ковер.

- В Коннектикуте наказанию подвергаются те, кто ходит по мостовой на руках.

- В Иллинойсе привлекают к суду того, кто предлагает горящую сигару собаке, кошке или иному домашнему животному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Глава 5. Приемы и методы, используемые в правотворческом процессе.

 

 

При выработке правовых норм, издании  нормативных актов используются определенные правила и приемы. Их совокупность образует юридическую технику. Уровень юридической техники свидетельствует о правовой культуре. Главным в юридической технике выступает терминология. К средствам юридической техники относится юридическая конструкция, т.е. построение нормативного материала (например, состав преступления).

 

Среди приемов выражения законодательной  воли выделяют абстрактный прием - когда  вся совокупность возможных юридических  фактов охватывается обобщенным родовым  понятием; казуистический прием, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные индивидуальные признаки.

 

При совершенствовании правотворчества  необходим учет общественного мнения, сочетание демократизма с профессионализмом, проведение правовых экспериментов, знание юридической техники, а также научная обоснованность.

 

Под законодательной техникой следует  понимать совокупность правил, средств  и приемов, используемых при выработке  правовых норм, издании нормативных  актов и последующей их систематизации.

 

Под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов  формулирования, вынесения и обработки  индивидуальных правовых актов. Важная роль в юридической технике отводится  терминологии, реквизитам, структуре.

 

Говоря о качестве нормативного акта, следует иметь в виду не только его юридическую, социальную и политическую характеристики, но необходимо обращать внимание и еще на одно немаловажное обстоятельство - цена закона. Она включает в себя два вида расходов:

 

первый - связан с бюджетными (и не только) затратами на его подготовку в ходе прохождения стадий нормотворческого процесса;

второй - связан с целевыми бюджетными расходами государства на обеспечение  реализации его положений. Российская Федерация (в 2004 г. ее бюджет составил около 90 млрд. долл.) пока еще экономически не в состоянии обеспечить полную реализацию всех действующих федеральных законов. Следует отметить, что в 2000 г. бюджет страны (его объем составлял около 50 млрд. долл.) должен был быть в три раза больше, чтобы в полном объеме мог финансироваться правореализующий процесс.

Информация о работе Правотворчество: понятие, стадии, принципы