Правотворчество: понятие и стадии. Понятие и виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".

Оглавление

Введение 1
Глава 1. Понятие и виды источников права.
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.
Введение 2
Глава 1 Правотворчество: понятие и стадии. Юридическая техника

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

 С нормативно-правовыми  актами тесно связано понятие  законодательства, которым широко  оперируют юридическая наука  и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма  неоднозначно.

 Законодательство - совокупность  нормативно-правовых актов, изданных  высшими органами государственной  власти и управления.

 Часто к законодательству  относят все без исключения  нормативные акты, в том числе  ведомственные и акты местных  органов власти и управления. Таково же понимание законодательства  и в обиходе. Наиболее верным  представляется такое понимание  законодательства, когда к нему  относятся акты высших органов  государственной власти и управления. Законодательство Российской Федерации  в этом случае представляет  собой совокупность: 1) законов и  иных нормативных актов, принимаемых  высшими представительными органами  России, т.е. органами законодательной  власти; 2) указов Президента РФ; нормативных  актов Совета Министров - Правительства  РФ.

 Российское законодательство  делится на определенные блоки  в зависимости от сфер регулируемых  им общественных отношений. По  этому основанию выделяются гражданское  законодательство, административное  законодательство, уголовное законодательство  и другие отрасли законодательства.

 Такое деление совпадает  с делением системы права на  отрасли, но полного совпадения  здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.

 Итак, главенствующую  роль в системе нормативно-правовых  актов занимает закон. 

 Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. (11)

 Можно указать на  такие виды законов, которые  действуют в Российской Федерации:  Основной Закон или Конституция,  конституционные законы и обычные  законы.

 В свою очередь эти  законы различаются по сфере  действия. Они классифицируются  на общефедеральные и законы  субъектов Федерации. Если первые  регулируют общественные отношения,  имеющие значение для всей  Российской Федерации, то вторые  действуют только в пределах  территории субъектов, входящих  в Российскую Федерацию. 

 Действие законов РФ  на территории всех субъектов  Российской Федерации является  выражением единства общефедеральной  государственной власти на всей  территории Российской Федерации. 

 Действие законов на  всей территории Российской Федерации  отличает законы от ряда других  актов Федерального Собрания, регулирующих  порядок его внутренней деятельности  или закрепляющих персональный  состав подчиненных ему органов. 

 Законы РФ являются  высшим императивным выражением  и воплощением государственной  воли российского общества. Этим  обусловлена их высшая юридическая  сила по сравнению со всеми  другими актами.

 Конституция представляет  собой основной закон государства,  закрепляющий основополагающие  общественные отношения, определяющие  способ существования государства,  общества, граждан. 

 Конституция является  юридической базой всего текущего  законодательства.

 Конституционные законы  вносят изменения и дополнения  в конституцию. Поэтому для  их принятия необходимо квалифицированное  большинство голосов - не менее  2/3 голосов депутатов парламента.

 Обычные законы, хотя  и регулируют важные сферы  общественных отношений, но не  вносят изменений и дополнений  в конституцию. Поэтому для  их принятия требуется простое  большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

 Постановления парламента  отличаются от законов тем,  что они, как правило, принимаются  по частным вопросам, ранее урегулированным  законами.

 Все последующие нормативно-правовые  акты государства издаются на  основе, в соответствии и во  исполнение законов, т.е. имеют  подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые  акты по юридической силе можно  классифицировать на законодательные и подзаконные.

 Указы президента Российской  Федерации занимают главенствующее  место среди подзаконных актов,  ибо Президент, в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, "определяет  основные направления внутренней  и внешней политики государства". В отличие от закона, который  всегда является нормативно-правовым  актом, указы президента могут  носить и ненормативный характер.

 Нормативные указы  президента - подзаконные акты. Они  издаются в пределах, установленных  конституцией и законами. Вместе  с тем указы характеризуются  преобладающей юридической силой  по отношению ко всем иным  подзаконным актам. Юридическая  природа указа президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

 Нормативные указы,  как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Президента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

 Наиболее важными среди  всех остальных подзаконных актов  являются постановления Совета  Министров РФ, советов министров  республик, входящих в Российскую  Федерацию. 

 Совет Министров РФ  осуществляет исполнительную власть  и состоит из Председателя  правительства, заместителей Председателя  правительства и Федеральных  министров. 

 Его акты издаются  на основе и во исполнение  законов и указов Президента  РФ. Они обязательны к исполнению  на всей территории Российской  Федерации, и им должны соответствовать  акты всех нижестоящих органов  исполнительной власти.

 К подзаконным нормативно-правовым  актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления  министерств и ведомств (комитетов)  Российской Федерации, республик,  входящих в состав РФ. Нормативные  акты министерств и ведомств (комитетов)  действуют в пределах их полномочий  и носят строго подзаконный  характер.

 Таким образом, нормативно-правовые  акты представительных и исполнительных  органов государственной власти  не только республик, но и  всех иных субъектов Российской  Федерации обладают особой юридической  силой на своей территории. Они  обязательны к исполнению всеми  гражданами.

 

Введение 2

Под «правотворчеством» в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием - юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотворчество» весьма условен, и следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования.

Дело в том, что государство  не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять  те правовые потребности, которые уже  сложились в обществе. Поэтому  правы те авторы, которые рассматривают «правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования. Проф. С.С. Алексеев обоснованно говорит о том, что «правотворчество, в принципе, начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы».(12)

Глава 1 Правотворчество: понятие  и стадии. Юридическая техника

 

Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:

а) принятие нормативных актов органами государства;

б) непосредственно народом путем  референдума;

в) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права;

г) санкционирование обычаев или  норм, выработанных негосударственными организациями;

д) формирование юридических прецедентов.

В юриспруденции выработан целый  ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие:

а) демократизм;

б) законность;

в) гуманизм;

г) научность;

д) профессионализм;

е) плановость.

Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую  процедуру, то есть урегулированную  правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов  органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют следующие стадии законодательной  процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной  инициативы, то есть права официального  внесения законопроекта в высший  представительный орган страны, который в таком случае обязан  рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной  инициативы в Российской Федерации  перечислены в ст. 104 Конституции.

2. Стадия обсуждения законопроекта,  которое в Российской Федерации  происходит на заседании Государственной  Думы. На этой стадии вносятся  поправки, изменения, дополнения  или исключаются из законопроекта  ненужные положения.

3. Стадия принятия законопроекта  путем голосования в Государственной  Думе, одобрения Советом Федерации  и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется  Конституцией и регламентами  деятельности высших органов государственной власти.

4. Стадия официального опубликования  закона.

Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.

В рамках юридической техники следует  особо выделить законодательную  технику, которая должна обеспечивать:

а) логическую последовательность изложения;

б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

в) компактность нормативного материала;

г) ясность и доступность языка  закона;

д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

е) устранение множественности нормативных  актов по одному и тому же вопросу.

Уровень юридической техники во многом говорит об уровне юридической  культуры. Юридическая техника, в  первую очередь, касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов.(12)

 

 

Список литературы:

1 Александров Н.Г. Понятие  источника права //Учёные труды  ВИЮН. Выпуск VIII. М., 1946; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права //Учёные записки МГУ. Выпуск 2 116. кн. 2. М., 1946.

2 См.: Мицкевич А.В. Акты  высших органов советского государства.  М., 1967; Пяткина С.А. О теории источников права в англ. юриспруденции //Учёные записки ВНИИСЗ. Выпуск 19. М., 1969. и др.

3 ТгиП. Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.; Издательство ВЕК, 1995. - с. 143.

4 Деревнин А.А, Петрушев В.А., Теория права: Учеб. пособие. Ч.1. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1994

5 С.А, Комаров, А.В. Малько, Теория Г. и П.: учебно-метод. пособие, М., Изд-во: "Норма-инфра ( М", 1999. - с. 312.

6 Сюкйянен Л.Р. Система, источники и формы права //Право в странах социалистической ориентации. М., 1979. - с. 60.

7 В.С. Нерсесянц, общая теория права и государства, М., Издательство Норма - инфра ( М, 1999 . - с. 400

8 Зивс С.Л. Источники права. М., 1982. - с. 30.

9 Деревнин А.А, Петрушев В.А., Теория права: Учеб. пособие. Ч.1. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1994. - с. 81.

10 В.М. Сырых, Теория Государства и права,. М., Издательство: Былина, 1998. - с. 173.

11 С.А, Комаров, А.В.  Малько, Теория Г. и П.: учебно-метод. пособие, М., Изд-во: «Норма-инфра», 1999.  - с. 315.

12. Протасов В.Н. Теория  права и государства. Проблемы  теории права и государства:  Вопросы и ответы. – М.:Новый Юрист, 1999. – с.240

 

 

 


Информация о работе Правотворчество: понятие и стадии. Понятие и виды источников права