Правотворчество: понятие и стадии. Понятие и виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".

Оглавление

Введение 1
Глава 1. Понятие и виды источников права.
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.
Введение 2
Глава 1 Правотворчество: понятие и стадии. Юридическая техника

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

2. Прецедент - решение по конкретному делу являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

 При прецедентной форме  права судебные (а иногда и  административные) органы фактически  обладают властью создавать новые  правовые нормы. Право в подобных  случаях неизбежно отличается  крайней сложностью и запутанностью,  что, безусловно, может облегчать  произвол со стороны недобросовестных  должностных лиц. В силу разных  причин теория и практика социалистического  типа права не признавали и  не признают прецедентную форму  права. Официальная доктрина стояла  на позиции - при режиме социалистической  законности судебные и административные  органы должны применять право,  а не творить его. (9) Традиции, конечно, сильно довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это форма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при каких условиях ее можно использовать в современной России.

3. Нормативный договор  - это соглашение между различными  субъектами права, в котором  содержатся нормы права. В качестве  примеров такой разновидности  источника права можно назвать  договоры, заключенные между Россией  и иностранными государствами,  федеральными органами государственной  власти и субъектами РФ, администрацией  предприятий и трудовыми коллективами.

 Нормативные договоры  обретают юридическую силу на  основании положений закона. Так,  международные договоры РФ становятся  источником права потому, что  в качестве такового их признает  Конституция РФ. Как гласит уже  упоминаемое нами положение Конституции  (ч, 4 ст. 15), "международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Что же касается коллективных договоров, то они, приобретают такой статус в силу положения, закрепленного в ч. 1 ст. 7 Кодекса законов о труде РФ, согласно которому последние являются правовыми актами.

 Важно отметить, что  роль нормативного договора как  источника российского права  в последнее время заметно усилилась, в частности, его роль в регулировании отношений между федеральной властью России и ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. И это вполне закономерно. Переход от унитарного государства, каким фактически был СССР, к федерации не только по названию, но, по сути, неизбежно ведет к усилению договорных начал в отношениях между федеральной властью и субъектами РФ. Здесь важно только соблюсти меру и не допустить, чтобы этот процесс зашел слишком далеко и перешагнул через ту роковую черту, за которой начинается распад государства.

 После принятия Закона  РФ о трудовых договорах и  соглашениях заметно возрастает  важность договорных начал и  в области регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных  отношений между работодателем  и работниками предприятий (трудовые  коллективы получили по этому  закону значительные права).

 Наконец, заметно возросла роль нормативных договоров, заключенных между Россией и иностранными государствами. В условиях провозглашения России правовым, демократическим, социальным государством с открытой экономикой, ее международные договоры становятся одним из ведущих источников права.

 Для признания договора  источником права требуется, чтобы  он содержал юридические нормы.  Историческими примерами договора  нормативного содержания в советском  праве могут служить Договор  об образовании Закавказской  советской республики (1922 г.), Договор  об образовании СССР (1922 г.), Федеративный  договор (Договор о разграничении  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти Российской  Федерации и органами власти  республик в составе Российской  Федерации, 1992 г.).

 У договорной формы  права перспективное будущее.  Ведь если представлять источники  права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.

4. Юридическая наука (правовая  доктрина) на определенных этапах  развития права тоже служит  его формой. Так, наиболее выдающимся  римским юристам предоставлялось  право давать разъяснения, обязательные  в дальнейшем для судов. В  английских судах трактаты известных  юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы". Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

 В Российском государстве  юридическая наука имеет большое  значение для развития правовой  практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права  не признается. Но судебные и  административные акты не используют  ссылки на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие  тоталитарной государственной системы,  укрепившейся у нас, когда только  акты государственной власти  имели силу, а все остальные  документы и источники относились  к разряду вспомогательных и  несущественных. Мировой опыт свидетельствует,  что значение правовой доктрины  как формального источника права  падает, но ее роль в качестве  неформального элемента правообразования  растет.

 Роль правовой доктрины  как жизненного источника права  проявляется в том, что она  создает понятия и конструкции,  которыми пользуется правотворческий  орган. Именно юридическая наука  вырабатывает приемы и методы  установления, толкования и реализации  права. К тому же сами творцы  права не могут быть свободны  от влияния правовых доктрин:  более или менее осознанно,  но им приходится становиться  на сторону той или иной  юридической концепции, воспринимать  ее предложения и рекомендации.

5. Нормативно-правовой акт  - одна из основных, наиболее совершенных  внешних форм права. Это государственный  акт нормативного характера. 

 Нормативные акты содержат  юридические основания (нормы  права) для разрешения индивидуальных  дел. Нормативно-правовой акт  выступает не только источником  в юридическом смысле, но и  фактическим источником: это тот  резервуар, из которого люди  черпают сведения о юридических  нормах. Кратко, нормативный акт  можно определить как акт правотворчества,  содержащий нормы права. 

 

Глава 2. Особенности нормативно-правового  акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.

 Как уже упоминалось  выше, нормативно-правовой акт - одна  из основных, наиболее совершенных  внешних форм права. Таким образом, нормативно-правовые акты представляют собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права.

 Нормативно-правовые  акты - основной источник права  не только в Российской Федерации.  Они стали таковыми в настоящее  время практически во всех  правовых системах мира, даже  там, где исторически господствовал  правовой обычай и судебный (административный) прецедент. 

 По сравнению с правовым  обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой  акт как источник права обладает  большими преимуществами: исходит  от строго определенных - правотворческих  органов и лиц, наделенных строго  определенной компетенцией; принимается  в четко обозначенном порядке;  имеет установленную форму и  реквизиты, порядок вступления  в силу и сферу действия; может  быть быстро изменен в зависимости  от социальных потребностей.

 Нормативно-правовым  актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный  характер. Государство наделяет  органы, организации, должностных  лиц правом готовить и принимать  нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой  компетенцией. Оно же обеспечивает  и реализацию принятых нормативно-правовых  актов, включая и принудительное  воздействие на лиц, уклоняющихся  от их исполнения. Государственным  характером нормативно-правовые  акты отличаются от нормативных  актов общественных организаций  (уставы партий, общественно-политических  движений).

 Во-вторых, нормативно-правовые  акты принимаются не всеми,  а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на  то государством. (10) При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными. В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

 Индивидуальные правовые  акты - это акты государственных  органов, негосударственных организаций,  должностных лиц, выражающие решение  по конкретному юридическому  делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия  или учреждения и др.). Индивидуальные  акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

 В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют  общеобязательный характер и  отличаются неконкретностью адресата, т.е. обязательны не для отдельного  конкретного лица, а для всех  субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения. Применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

 Нормативно-правовые  акты следует также отличать  от интерпретационных актов, т.е.  актов разъяснения (толкования) норм  права. От нормативно-правовых  последние отличаются тем, что  не содержат новых юридических  норм, а лишь разъясняют существующие.

 Нормативно-правовой  акт - понятие собирательное, оно  охватывает самые разнообразные  нормативные государственные предписания.  Нормативно-правовые акты целесообразно  классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия  и субъектам, их издающим.

 Различают: законы - акты, обладающие высшей юридической  силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им  не противоречащие. Абсолютно все  нормативно-правовые акты, кроме  законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются  акты внешнего и акты внутреннего  действия.

 Акты внешнего действия  охватывают всех субъектов, кому  они адресованы - организации и  лиц, независимо от их трудовой  и служебной деятельности. Это,  например, российский закон "Об  основах налоговой системы в  РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г. 

 Нормативно-правовые  акты внутреннего действия касаются  только субъектов, входящих в  состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего  на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься  не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Советом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992 г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

 По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые  акты, последние подразделяются  на акты: референдума, органов  государственной власти, Президента, органов управления, должностных  лиц государственных и негосударственных  организаций. Виды нормативно-правовых  актов, определяемых субъектами  правотворчества, довольно изменчивы  и зависят от существующей  на тот или иной момент структуры  государственных органов. 

 При этом следует  иметь в виду акты, принятые  одним органом, и акты, разработанные  и принятые совместно несколькими  государственными органами.

 Последний вид нормативно-правовых  актов принимается по вопросам  общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства  внутренних дел и Министерства  безопасности по борьбе с преступностью,  особенно с организованными ее  формами, совместные приказы Министерства  внутренних дел и Министерства  путей сообщения о сохранности  грузов и др.

Информация о работе Правотворчество: понятие и стадии. Понятие и виды источников права