Право: понятие, сущность, содержание, форма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «право» во всем мире имеет довольно много значений. Однако в любом значении под ним понимается уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.
Многие мыслители разных времен и народов стремились постичь тайну права, дать ему верное определение. В нашей жизни человек не может обойтись без права. И это не удивительно. О чем бы человек не думал, чтобы не делал, ему нужны права.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..…… 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ………………..…………4
РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА ………..………...………………......7
РАЗДЕЛ 3.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА..………..……..……......12
РАЗДЕЛ 4.ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ......……..17
РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ПРАВА………………………………….……….……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..….29

Файлы: 1 файл

курсовая работа(ПРАВО).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

Нормативный договор - соглашение двух или более сторон, содержащее общие правила поведения, обеспеченное обязанностями участников договора и государством.

Признаки нормативного договора:

- соглашение, т.е. акт согласованного  и добровольного волеизъявления субъектов;

- соглашение между двумя и  более сторонами;

- соглашение, содержащее общие  правила поведения;

- соглашение, рассчитанное на длительный период действия и неоднократную реализацию, имеет определённую процедуру заключения;

- обеспечено обязанностями участников  договора и государством

В настоящее время значение нормативного договора все более возрастает. Это связано с расширением международных контактов России, развитием внутрифедеративных отношений, местного самоуправления, рыночной экономики и свободного предпринимательства.

Следует различать нормативные договоры и ненормативные, которые не содержат правил общего характера (например, разовые сделки, трудовые контракты и т.д.)

 

Судебный прецедент - решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила.

Признаки судебного прецедента:

▪ создаётся только высшими органами судебной власти;

▪ требует определённой юридической процедуры (создаётся при рассмотрении конкретных дел), и условий, например, отсутствие нормативного акта;

▪ обязателен для применения;

▪ подлежит опубликованию в официальных изданиях.

Правовой прецедент является источником права в США, Англии.

Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Все больше ученых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют «правоположения») содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше судебных органов форму прецедентного права.

 

Правовая доктрина – разработанные учеными-юристами концепции, отдельные идеи, конструкции о праве и государстве, связанных с ними право государственных явлениях, имеющие обязательную юридическую силу.

Во многих правовых системах правовая доктрина признавалась и признается источником права. Делается это путем ссылки на труды известных ученых-правоведов. В отечественной истории правовая доктрина как источник права не использовалась, ссылки на труды ученых не производились. Думается, это дело времени. Повышение сложности и, одновременно, ответственности за результаты правотворческой деятельности потребуют авторских законопроектов, в основе которых лежит та или иная научная концепция.

 

 

ГЛАВА 5. СИСТЕМА ПРАВА

 

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права». 17

С философской точки зрения система– это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ по меньшей мере на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре ( организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя.

 

Итак, система права – это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли и институты.

 

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

 

1. Институт права – это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е.  обособление образующих правовой институт норм з главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать порядок регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве и др. 18

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты..

Кроме названных принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

 

2.Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права – это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты – группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного Закона (ст. 16 п. 2 Конституции РФ). 19

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других.

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает; что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности должностных лиц и соответствующих государственных органов в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве – корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, – означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

 

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Несомненно, значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе углубленного изучения данного вопроса можно сделать следующие заключения о праве, его сущности и назначении:

1. Право – это совокупная система норм и правил поведения. Это не хаотичный набор разных норм, а строго упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, образующих систему.

В основе каждой системы норм права или правил поведения лежат  объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Разумеется, процесс создания и функционирования систем норм права и правил поведения предполагает существование объективных и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменение в правоохранительной деятельности государственных органов.

Информация о работе Право: понятие, сущность, содержание, форма