Право: понятие, сущность, содержание, форма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «право» во всем мире имеет довольно много значений. Однако в любом значении под ним понимается уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.
Многие мыслители разных времен и народов стремились постичь тайну права, дать ему верное определение. В нашей жизни человек не может обойтись без права. И это не удивительно. О чем бы человек не думал, чтобы не делал, ему нужны права.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..…… 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ………………..…………4
РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА ………..………...………………......7
РАЗДЕЛ 3.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА..………..……..……......12
РАЗДЕЛ 4.ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ......……..17
РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ПРАВА………………………………….……….……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..….29

Файлы: 1 файл

курсовая работа(ПРАВО).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 


 


 

 

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО

Юридический факультет

Кафедра истории и теории государства и права

 

 

Курсовая работа на тему:

Право: понятие, сущность, содержание, форма

 

 

 

Выполнил студент 104 группы  очной формы обучения

Зиньков Б.В.

Научный руководитель:

к.ю.н., доц. Анохин А.Н.

_________________________

 

 

 

 

 

Симферополь, 2015

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..…… 3

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ………………..…………4

РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА ………..………...………………......7

РАЗДЕЛ 3.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА..………..……..……......12

РАЗДЕЛ 4.ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ......……..17

РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ПРАВА………………………………….……….……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «право» во всем мире имеет довольно много значений. Однако в любом значении под ним понимается уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

 Многие мыслители разных времен и народов стремились постичь тайну права, дать ему верное определение. В нашей жизни человек не может обойтись без права. И это не удивительно. О чем бы человек не думал, чтобы не делал, ему нужны права.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего периода его существования научный интерес к нему и к его теории не угасает, а наоборот, постоянно растет. 1

В этом и заключается актуальность исследования.

При написании работы использовались труды украинских и российских по исследователей и ученых теории государства и права.

Объектом исследования является право.

Предметом исследования является понятие, сущность и содержание права. 
Цель исследования – исследовать, обобщить и проанализировать различные точки зрения о понятии права, его сущности и содержания.

Задачи исследования:

1) проанализировать определения  права разных авторов, сравнить  их;

2) изучить происхождение и роль права;

3) рассмотреть мнения ученых относительно содержания и сущности права.

4) конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права, его сущности и содержание.

Метод исследования – теоретический. Также важную роль будет играть метод сравнения, которым можно выявить в исследуемых объектах сходные признаки и установить различия между ними.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

В юридической науке существуют различные подходы к понятию и определению права. Данное обстоятельство объясняется многогранным, имеющее большое количество значений  понятие право. Термин "право" (лат. "jus") объединяет эти толкования то, что все народы и отдельные люди видят в праве справедливость, защиту, правду. Недаром в русском языке слова "правильный", "правда", "правый (правая рука)", "правило", "исправлять" и другие имеют общий корень и означают истину, что-то хорошее для себя и своего государства. 2 Даже первый сборник законодательных норм на территории России назывался "Русская правда". А в английском языке одно слово "right" означает и право человека, и правую сторону, и правильные действия, и просто согласие.3 В  системе  философских  знаний  со  временем  обосабливается  философия  права,  предметом  которой  становится  исследование  государственно-правовой  стороны  жизни  общества.  Развивая  идею  философии  права  и  концепцию  естественного  права,  Н. М. Коркунов  писал:

«Выяснение  идеи  права,  определение  его  источников и  тому  подобные  общие  вопросы  рассматривались  в  так  называемой  в  практической  или  этической  философии.  Но  отдельной  философии  права  не  было  ни  в  древности,  вообще  не знавшей  дробного  разветвления  человеческого  знания,  ни  средние  века,  когда  и  этика  всецело  поглощалась  богословием». Не  ранее  17 века  образуется  особая  философская  наука  о  праве.4

  Но  философию  права,  как  отмечает  русский  правовед  Г.Ф.  Шершеневич,  оказало  влияние  одно  важное  обстоятельство-  это  историческое  разобщение  между  философией  права  и  юридическими  науками. 5

 Характеризуя понятие «право», следует исходить из того, что оно является сложным и многоаспектным явлением. Множественность определений права зависит от численности взглядов на происхождение, источники права, на видение природы его связей с государством, а также от того, какие именно аспекты и черты права исследуются. В этом кроются и причины разногласий в определении права. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, различные точки зрения определений права обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки, уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права. Так что же мы понимаем под правом? 6

Право- это общесоциальный системный регулятор общественных отношений, создаваемый государством с учетом законов и закономерностей общественного развития, которому присущ нормативность, формальная определенность и обеспеченность со стороны государства.

Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.

 

Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида. (нормативно-правовых предписаний, правил поведения).

Системность – нормы права образуют целостную иерархическую систему в виде институтов и отраслей права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения - самостоятельно,  изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами. 7 
Формальная определенность означает, что нормы права, их содержание формальны, точно определены и должны быть объективированы ( выражены внешним образом). В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права — нормативных актах.

Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Те или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к  нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.

Принудительность права, функциональная связь права с государством проявляется, прежде всего, в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.

Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право — это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и иных нормативных актах.

 

ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА  

Причины возникновения права те же, что и причины возникновения государства. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса. Это и закономерно, ибо они тесно связаны между собой, не существуют одно без другого. Если органы государства вырастают из органов родовой организации, то право вырастает из социальных норм догосударственной организации.

Социальное регулирование отношений в человеческом сообществе берет свое начало от наших далеких предков, а его развитие осуществляется с развитием общества. При первобытно - общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляют наиболее важные и полезные варианты поведения людей в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные. Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния, в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменный порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. 8

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Постепенно обычаи превращались в правовые обычаи как обычаи, санкционированные государством, складывалось обычное право. Санкционирование сначала было фактическим. Должностные лица государства, и прежде всего судьи, признавали тс или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. В ходе составления списков обычаев они подвергались дальнейшей обработке, приспособлению, систематизации. Таким образом, первое, возникающее вместе с государством право, было обычным правом. Первые источники права — это списки обычного права. Назовем в их ряду Закон XII таблиц Римского права и так называемые варварские правды («Русская Правда», «Салическая Правда» франков).

В Англии на основе обычаев стало складываться общее право, основу которого составляли прецеденты (решения судов). 9

С развитием государства, его централизацией и дальнейшим изменением общественной жизни обычаи перестали быть достаточными для регулирования общественных отношений в силу их косности, недостаточной оперативности. Государство начинает само создавать нормы права путем принятия различного рода нормативных актов (конституций, указов, законов, декретов и т. д.)

 

Основные теории его формирования

Основные теории происхождения права до сегодня сформулированы достаточно доказательно. При этом каждая из этих теорий имеет право на жизнь, у каждой есть свои сторонники и пропагандисты . 10

 

  1. Теологическая теория говорит о том, что право, обосновывалось божественным промыслом. и даются человечеству свыше. Правовые нормы – это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Например, подобные суждения были зафиксированы в законах царя Хаммурапи, есть они и в Библии. Главная идея в этой теории – ключевая роль бога. Однако теория ставится под сомнение, поскольку нет никаких доказательств того, что закон писан именно богом, как говорится в Библии. Скорее всего, это лишь истории, которые передавались от взрослых молодежи длительное время.

 

  1. Естественная теория гласит, что человек имеет от природы права. Эти права – позитивное отношение человека к определенным вещам, например, ценность жизни, частной собственности, личной свободы и равенства. Эта теория стала особенно популярной во время просвещения, когда на первое место выступали свобода, равенство и братство. Следовательно, эти ценности и представлялись естественными правами человека, отсюда формировалась и сама теория. При этом в этой теории происхождения права ключевой фигурой был сам человек и совершенно не учитывались факторы, которые влияли на человека и могли гипотетически менять его ценности. Во многом рождение этой теории было направлено в позиционирование против окружающего мира, который имел другие ценности.

Информация о работе Право: понятие, сущность, содержание, форма