Право: понятие, сущность, содержание, форма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «право» во всем мире имеет довольно много значений. Однако в любом значении под ним понимается уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.
Многие мыслители разных времен и народов стремились постичь тайну права, дать ему верное определение. В нашей жизни человек не может обойтись без права. И это не удивительно. О чем бы человек не думал, чтобы не делал, ему нужны права.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..…… 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ………………..…………4
РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА ………..………...………………......7
РАЗДЕЛ 3.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА..………..……..……......12
РАЗДЕЛ 4.ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ......……..17
РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ПРАВА………………………………….……….……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..….29

Файлы: 1 файл

курсовая работа(ПРАВО).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

  1. Теория позитивизма настаивает на том, что право произошло на почве владения ситуацией в стране буржуазным сословием. По сути, предыдущая теория и теория позитивизма – это две противоположные теории происхождения права, которые имеют под собой различную подоплеку.

 

  1. Теория нормативизма более похожа на модифицированный позитивизм. При этом она является сборной, выхваченной частями из разных теорий. За основу было взято два постулата. Первый был истолкован еще Кантом. По нему, все делится на две сферы – бытия и долженствования. При этом действует и нормативная пирамида, которая опирается по иерархии на низшие ступени.

 

  1. Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции.  Основоположником психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867–1931). Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве. 
    Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

 

  1. Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее – возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений. Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право. 
    Согласно марксистской теории право служит  инструментом государства, с помощью которого решает свои классовые задачи.

 

Подытоживая изложенный материал о происхождении права, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

 

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

 

Понятие сущности права и его содержание являются основными вопросами теории права. Но как было указанно, право имеет многовековую историю и многие юристы, философы дали свое понятие права. Огромное количество понятий «право», споры по поводу сущности право, заставило задуматься некоторых ученых, что сущность права познать невозможно. Например, Н.Н. Алексеев отметил: « Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще». 
И действительно, проблема правопонимания сложная задача. Ведь в праве находят отражение различные рода отношения и интересы граждан, право имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры и исторических традиций. 11 Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственно контролирует поведение, и поступки человека, дозирует объем свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей,  как отдельных лиц, так и общества в целом. Итак, какова природа права, в чем его сущность?

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления.

Следовательно, сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная основа права, которая раскрывает истинную природу и назначение права в обществе. 12

Конечно, изучение сущности права зависит от угла зрения, под которым оно (право) рассматривается. Большинство исследователей сосредотачивают внимание на одном важном моменте сущности права - государственной воли.  
С.Лысенков, например, утверждает, что определение сущности права как важного и сложного явления в конечном итоге заключается в определении его социальной роли.

Современный подход к познанию сущности права предполагает учет не только государственной воли как таковой, но и других качеств и явлений, синтезированных сущностью: норм, функций и тому подобное. Сущность права не может быть раскрыта одной категорией, ее можно познать и выразить лишь с помощью системы категорий, отражающих действительную природу и историю права. Обще социальная  сущность  права конкретизируется  в  его  понимании  как мера  свободы.  В пределах  своих  прав  человек  свободен в  своих  действиях,  общество  в  лице  государства  стоит  на  страже  этой  свободы.  Таким  образом,  право  не  просто  свобода,  а  свобода,  гарантированная  от  посягательств,  защищенная  свобода.  Благодаря  праву  добро  становится  нормой  жизни,  зло – нарушением  этой  нормы.13

Сущность права заключается в том, что "оно является: 1) властным нормативным регулятором общественных отношений и поведения людей, согласования их интересов, примирения конфликтов; 2) выразителем степени свободы в обществе в соответствии с уровнем его социально-экономического развития (в идеале эта мера свободы должна быть справедливой и равной). 
Соответственно понятие права охватывает две стороны, выражающие его сущность: 
• регулятивно-компромиссная: обеспечивает порядок, социальное примирение, социальную стабильность (существует вне времени и вне пространства); 
• ценностно-нормативная: обеспечивает свободу, справедливость, равенство (существует во времени и пространстве).

В любом обществе с формальной точки зрения право выступает властным нормативным регулятором общественных отношений. Главным назначением права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных социальных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса между ними. Право не могло бы выполнять регулятивной и охранительной функций, если бы ему объективно, по природе, не была оказана качество согласования интересов личности, групп, сословий, классов, государств. Именно через осуществление воздействия на интересы, за обеспечение их упорядочение путем разрешений, запретов, обязательств обнаруживается сущность права как регулятора общественных отношений. Однако регулирование - одна сторона сущности права, что обеспечивает порядок, основой которого является уверенность в завтрашнем дне, безопасность и надежность существования человека.

Другая сторона сущности права - качество правопорядка. Право - составная часть оценочного мышления, посредством которого люди и их объединения самоопределяются в обществе, ориентируются в конкретных ситуациях, адаптируются к ним или, наоборот, пытаются их изменить. Эталонами оценочного мышления является мера свободы, равенства, обеспечения справедливости как высшей цели. Любая правовая норма становится оценкой типичной повторяющейся ситуации, обусловленной сознательным и волевым поведением людей: соответствует ли эта ситуация свободе, справедливости, равенства. Оценка предполагает выбор: если отвечает - значит, получает поддержку и признание в социальной группе, обществе, поскольку способствует установлению правового порядка, через который обеспечивается право и свобода. Вот почему другая сторона сущности права находится в сфере оценочного мышления: устанавливается, насколько в нормы логически преобразуются общие абстрактные оценки конкретных ситуаций, мерилом которых являются свобода, справедливость, равенство. При этом в нормах, как регуляторах общественных отношений, свобода, равенство выражаются в той мере, в которой их осуществление возможно с помощью различных юридических средств согласно справедливости. 
Право не следует рассматривать как некоторое стабильное образование, оно меняется вместе с обществом, развивается и изменяется, зависит от его этнокультурных особенностей, отражает существующие в нем связи и тенденции. Сущность права менее подвержена изменениям, чем его содержание и форма: происходящие изменения в жизни общества, вызывают прежде всего изменения в содержании права. Однако нельзя отказывать в изменении сущности права, признавать за ней только качества статичности и неизменности в отличие от содержания и формы. Диалектическое развитие сущности права выражается, прежде всего, в изменении соотношения между правом как мерой свободы, равенства, воплощением справедливости (социальный, исторический аспект, что меняется) и правом как регулятором общественных отношений (юридический, постоянный, неизменный аспект). 
Поскольку справедливость - конкретно-историческая категория, то и ее проявление в свободе является различным в древний, средневековый, новый и новейший периоды истории. Так, при феодализме степень свободы и равенства была одной для господина, а другой - для крепостного (несвобода, отсутствие равенства - формальной и фактической, т. е. несправедливость). Не всегда, не во все исторические времена было равенство в свободе, единая для всех мера свободы. Например, крепостное право закрепляло положение несвободы крестьянина. Отнимая свободу у крестьянина, оно отдавало свободу господину. Степень свободы крепостного и господина - разная. По сути, крепостное право - это выражение через закон свободы господина. Всякое право воплощает в себе элемент свободы, меру свободы, хотя эта свобода и может быть односторонней, иметь характер привилегии одного лица, преимуществ одной социальной группы над другой. В таком случае через право как систему норм, изданных государством, выражается воля господствующего класса, своеволие господ и несвобода крестьян. Крепостные крестьяне отнесены не к субъектам, а к объектам права. К ним не применяется принцип правового равенства.

Таким образом, в сущности права объединены два человеческих начала - порядка и свободы (справедливости, равенства), где свобода - исторически изменяющаяся категория, обусловленная менталитетом народа, правовой культурой этнических общностей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Под содержанием права понимают всю совокупность правовых предписаний, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений; это определенные в праве юридические права, обязанности и запреты. 14

Предписания должны закреплять возможной (права), обязательную (обязанности) поведение субъектов, порядок осуществления этого поведения, а также негативные последствия, которые наступают в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения установленных правил.

Правовые предписания, которыми устанавливаются конкретные действия, которые могут или должны совершать определенные субъекты, образующие материальную сторону (аспект) содержания права. Те же предписания норм права, которые устанавливают порядок, процедуру осуществления конкретных прав и обязанностей либо правовые последствия их невыполнения, составляют функциональную сторону (аспект) содержания права. 
Различают два вида содержания права: социально-политический (экономическая, политическая, классовая сущность и направленность права) и специально-юридический (характеризует право как специфическое образование, социальный институт, необходимый для надлежащего функционирования общества).

Следовательно, содержание права - это закрепленные в его нормах предписания, устанавливающие права и обязанности определенных субъектов и правовые последствия неисполнения или ненадлежащего их исполнения или нарушения процедуры их реализации (материальный аспект), а также предписания, определяющие процедуру реализации этих прав и обязанностей (функциональный аспект).

 

 

ГЛАВА 4. ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Форма права - это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.

Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.

 Под источниками права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. 15

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Исторически известно несколько форм права.

 

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократной и длительной реализации.

Правовой обычай – это общее правило, которое:

- санкционировано (признаётся) государством;

- не предусмотрено другими источниками  права;

- имеет юридическую силу и  влечёт юридические последствия;

- не противоречит Конституции, законодательству;

- обеспечено государством.

Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признается источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ16 говорит об обычаях делового оборота, Кодекс торгового мореплавания тоже отсылает к правовому обычаю.

Напомним, что исторически первое право возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев. По мере развития общества обычаи систематизируются, составляются

списки обычного права («Русская Правда», «Салическая Правда» и др.).

 

Нормативный правовой акт – документ правотворческого органа, закрепляющий с помощью нормативно-регулятивных средств содержание права. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай — вещь консервативная, они недостаточно быстро реагируют на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт— это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К. нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

Информация о работе Право: понятие, сущность, содержание, форма