Понятие, сущность и условия происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Существующие теории определенной однородностью подходов. На формирование теории оказывает влияние и идеологическая борьба, развивающаяся в той или иной отрезок времени.
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том , чтобы выяснить причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития .

Оглавление

Введение………………………………………………………..2.
1.Причины возникновения и становления права……………..3
2. Основные пути возникновения права………………………6
3.Современные теории происхождения права………………..7
3.1.Теологическая или божественная теория…………………8
3.2.Теория «естественного права»……………………………..10
3.3. Теория насилия ……………………………………… 12
3.4. Психологическая теория………………………………….14
3.5.Теория солидаризма в праве……………………………….15
3.6. Расовая теория……………………………………………...17
3.7. Юридический позитивизм …………………………………18
3.8. Нормативизм………………………………………………..19
3.9.«Социологическая юриспруденция» ……………………..21
4. Марксистская теория …………………………………………22
5. Заключение……………………………………………………..24
6. Список использованной литературы…………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.35 Кб (Скачать)

                   

                Содержание:

 

 

 Введение………………………………………………………..2.

1.Причины возникновения и становления права……………..3

   2. Основные пути возникновения права………………………6

3.Современные теории  происхождения права………………..7

3.1.Теологическая или божественная теория…………………8

3.2.Теория «естественного права»……………………………..10

3.3. Теория       насилия ……………………………………… 12

3.4. Психологическая теория………………………………….14

3.5.Теория солидаризма в праве……………………………….15

3.6. Расовая теория……………………………………………...17

3.7. Юридический позитивизм …………………………………18

3.8. Нормативизм………………………………………………..19 3.9.«Социологическая юриспруденция»   ……………………..21

4.  Марксистская теория …………………………………………22

5. Заключение……………………………………………………..24

6. Список использованной литературы…………………………26

 

 

 

 

                                           1

 

                                                Введение

 

По  вопросу о понятии, сущности и условиях происхождения  права  существует целый ряд мнений, взглядов , теорий.  Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. И. Кант отмечал, что право существует тысячи лет, а юристы  до сих пор не могут договориться, что такое право.

  Изучение процесса  происхождения  права имеет  не только познавательный, академический,  но и политико-практический  характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.  

  Возникновение права,  как и государства, занимало  целые эпохи, испытывала различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

 В мире всегда существовало  и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и становления права. Это в  полнее естественно и понятно,  ибо каждая из них отражает  различные взгляды и суждения  различных групп, слоев , наций и других социальных общностей на данный процесс или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становления права.  Одной из важных предпосылок множественности теорий  является сложность механизма правового регулирования , который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов , в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирование правосознания , нравственности с их представлением о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности и т. д.

Каждая теория создается  не на пустом месте, не в отрыве  от правового регулирования, но каждая из них берет за основу один –  два феномена , участвующих в правовом регулирование.

 

                                                  2

 Существующие теории  определенной однородностью подходов. На формирование теории оказывает  влияние  и идеологическая  борьба, развивающаяся в той или  иной отрезок времени.

  Задача выполнения  нашей курсовой работы заключается  в том , чтобы выяснить причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития .

 

 

 

1.   Причины возникновения и становления права.

 

Право как социальный институт возникает практически вместе с  государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (т.к последнее организует политическую власть, выступает зачастую  средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие  к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между    мононормами  первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые , проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые .

 

 

                                                 3

     В глубокой древности  наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия . Особенную роль она сыграла в возникновении права у народов ,где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так естественной для земледельцев , особенно в странах жаркого климата стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок,  данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии выработали представление о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных  работ, сопровождающихся религиозными обрядами  Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов – государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии .

     Возникновение  права – длительный  процесс , протекавший на протяжении жизни многих поколений . первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в  единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

 

     Большую роль  в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя , закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т. е решение суда по конкретному делу  превращается в общую норму (судебный прецедент).

 С развитием письменности  появляются  первые писаные законы. Становление государства требовало  все более прочного  закрепления  правовых норм, придание им высокой  степени формальной определенности.

 

 

                                             4                      

   Право исторически  возникло как классовое явление и  выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так , если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем и чужаком ) она совершена ( сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

  Например, по древневавилонским  Законом Хаммурапи (18в. до н.э), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное  имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

  При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении  словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной . а социальной принадлежности сторон. Например, во многих  племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т. е не подлежала материальному возмещению.

  Формирующееся право преследовало двоякую цель с одной стороны закрепление классового ( кастового, сословного) господства, и с другой – установление  и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная  жизнь любого общества.

  Установление единого   правового  порядка  у некоторых  народов способствовали победоносные  междоусобные и межгосударственные  войны.

  Государственное объединение  племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся  межгосударственных союзов, установление

                                                   5

    таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

 На процесс возникновения  и развития права также оказывало  влияние  множество различных  факторов , специфика географических культурно- исторических и иных обстоятельств.

  Ученые не останавливаются  на достигнутом и предлагают сформулировать четкие причины происхождения права:

 

  1. Необходимость установления единого порядка.
  2. Необходимость его поддержания.
  3. Оформление товарно-денежных отношений.
  4. Смягчение противоречий  между различными слоями общества.  

 

 

2.       Основные пути возникновения права.

 

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С.[1], Пиголкин А.С.[2], Манов 
Г.Н.[3] выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести  масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально  возникли должности управляющих  резервными пищевыми фондами, управляющих  распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила  на основе политического неравенства (функциональная система) - положения  личности в системе власти. 
Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность.

                                                   6                

Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных  положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.1

Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая  устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. 
Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

 

                3.   Современные теории происхождения права.

 

Проблема происхождения  права в науке является дискуссионной.  Уже тысячелетия люди живут в  условиях государственно- правовой действительности.  Они являются гражданами  определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались различные теории, которые отвечали  на такие вопросы. Множество теорий объясняются различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории невозможно в силу их многообразия, поэтому остановимся на некоторых наиболее известных и распространенных:

-теологическая (божественная);

-теория «естественного права»;

- теория насилия;

-психологическая теория;

-теория солидаризма в праве;

-расовая теория;

 - юридический позитивизм;

-нормативизм;

- «социологическая юриспруденция»;

- марксистская теория.

 

               3.1.    Теологическая или божественная теория.

 

  Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что еще в Древнем Египте и Вавилоне возникли  идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов  и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние формирование общественно политической мысли    и в последующие периоды развития человеческого общества. Прочные позиции теологическая теория завоевала в период  становления и развития феодализма.

На рубеже 12-13 в  западной Европе развивается теория «двух  мечей» . она исходит из того , что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те моги вершить земные дела.

                                                           8

Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом  повелевать людьми и являться слугой церкви.

Смысл теории в том, чтобы  утвердить приоритет церкви над государством и доказать, что нет государства и права «не от Бога». Религиозные  учения о происхождения права  имеют хождения и поныне. Продолжают существовать идеи, высказанные еще  в Древнем Риме о том ,что на возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Это жажда денег и власти, алчность, высокомерие, жестокость и другие отрицательные  человеческие черты и страсти.

Информация о работе Понятие, сущность и условия происхождения права