Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Существующие теории определенной однородностью подходов. На формирование теории оказывает влияние и идеологическая борьба, развивающаяся в той или иной отрезок времени.
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том , чтобы выяснить причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития .
Введение………………………………………………………..2.
1.Причины возникновения и становления права……………..3
2. Основные пути возникновения права………………………6
3.Современные теории происхождения права………………..7
3.1.Теологическая или божественная теория…………………8
3.2.Теория «естественного права»……………………………..10
3.3. Теория насилия ……………………………………… 12
3.4. Психологическая теория………………………………….14
3.5.Теория солидаризма в праве……………………………….15
3.6. Расовая теория……………………………………………...17
3.7. Юридический позитивизм …………………………………18
3.8. Нормативизм………………………………………………..19
3.9.«Социологическая юриспруденция» ……………………..21
4. Марксистская теория …………………………………………22
5. Заключение……………………………………………………..24
6. Список использованной литературы…………………………26
Содержание:
Введение………………………………………………………
1.Причины возникновения и становления права……………..3
2. Основные пути возникновения права………………………6
3.Современные теории происхождения права………………..7
3.1.Теологическая или божественная теория…………………8
3.2.Теория «естественного права»……………………………..10
3.3. Теория насилия ……………………………………… 12
3.4. Психологическая теория………………………………….14
3.5.Теория солидаризма в праве……………………………….15
3.6. Расовая теория……………………………………………...17
3.7. Юридический позитивизм …………………………………18
3.8. Нормативизм……………………………………………….
4. Марксистская теория …………………………………………22
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы…………………………26
По вопросу о понятии, сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений, взглядов , теорий. Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. И. Кант отмечал, что право существует тысячи лет, а юристы до сих пор не могут договориться, что такое право.
Изучение процесса происхождения права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывала различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
В мире всегда существовало
и существует множество
Каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правового регулирования, но каждая из них берет за основу один – два феномена , участвующих в правовом регулирование.
Существующие теории
определенной однородностью
Задача выполнения
нашей курсовой работы
1. Причины возникновения и становления права.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (т.к последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые , проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые .
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия . Особенную роль она сыграла в возникновении права у народов ,где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так естественной для земледельцев , особенно в странах жаркого климата стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии выработали представление о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных работ, сопровождающихся религиозными обрядами Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов – государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии .
Возникновение права – длительный процесс , протекавший на протяжении жизни многих поколений . первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя , закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т. е решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
С развитием письменности
появляются первые писаные законы.
Становление государства
Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так , если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем и чужаком ) она совершена ( сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.
Например, по древневавилонским Законом Хаммурапи (18в. до н.э), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».
При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной . а социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т. е не подлежала материальному возмещению.
Формирующееся право преследовало двоякую цель с одной стороны закрепление классового ( кастового, сословного) господства, и с другой – установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.
Установление единого
правового порядка у
Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установление
таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.
На процесс возникновения
и развития права также
Ученые не останавливаются на достигнутом и предлагают сформулировать четкие причины происхождения права:
2. Основные пути возникновения права.
Ученые правоведы, такие как: Алексеев
С.С.[1], Пиголкин А.С.[2], Манов
Г.Н.[3] выделяют два пути возникновения
права: восточный и западный.
Восточный путь происхождения права
Был обусловлен необходимостью вести
масштабные ирригационные работы, низкой
орудийной развитостью. Первоначально
возникли должности управляющих
резервными пищевыми фондами, управляющих
распределением продуктов, но со временем
они обособились в особую группу
управленцев. Социальная дифференциация
в восточном обществе происходила
на основе политического неравенства
(функциональная система) - положения
личности в системе власти.
Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности, частная
собственность не играет значимой роли.
Это характерно для тех стран, в которых
господствующее положение занимала государственная
собственность.
Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.1
Западный путь происхождения права
Присущ странам, где явно доминировала
частная собственность, которая
устанавливала равенство
Рим - здесь складывается похожая ситуация,
но в процесс становления и формирования
права активно вмешивается третья сила
- плебс.
3. Современные теории происхождения права.
Проблема происхождения права в науке является дискуссионной. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно- правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались различные теории, которые отвечали на такие вопросы. Множество теорий объясняются различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории невозможно в силу их многообразия, поэтому остановимся на некоторых наиболее известных и распространенных:
-теологическая (божественная);
-теория «естественного права»;
- теория насилия;
-психологическая теория;
-теория солидаризма в праве;
-расовая теория;
- юридический позитивизм;
-нормативизм;
- «социологическая
- марксистская теория.
3.1. Теологическая или божественная теория.
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что еще в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже 12-13 в западной Европе развивается теория «двух мечей» . она исходит из того , что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те моги вершить земные дела.
Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являться слугой церкви.
Смысл теории в том, чтобы утвердить приоритет церкви над государством и доказать, что нет государства и права «не от Бога». Религиозные учения о происхождения права имеют хождения и поныне. Продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том ,что на возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Это жажда денег и власти, алчность, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.
Информация о работе Понятие, сущность и условия происхождения права