Понятие и содержание смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Смежные права – это права, примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Иными словами, это права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичные правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

Оглавление

Введение. 3

1.Право на исполнение. 4

2.Право на фонограмму. 9

3.Право организаций эфирного и кабельного вещания 13

4.Право изготовителя базы данных. 16

5.Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.
20

Заключение. 24

Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

курсач по ап.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Авторское право».

 

 

 

Понятие и содержание смежных прав.

 

Выполнила:

студентка з/о ФМК, 6-ой курс,

0-я группа, Шипова О.В.,

учеб. шифр 1099

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание. 

стр.

Введение.

3

   

1.Право  на исполнение.

4

   

2.Право  на фонограмму.

9

   

3.Право  организаций эфирного и кабельного  вещания

13

   

4.Право  изготовителя базы данных.

16

   

5.Право  публикатора на произведение  науки, литературы или искусства.

20

   

Заключение.

24

   

Список  использованной литературы.

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Смежные права – это  права, примыкающие к авторским  и обладающие сходством с ними. Иными словами, это права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичные правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

 

Многие разделы смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, поэтому они, как правило, тесно связаны с авторскими правами, что обусловливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных правовых коллизий.

 

В литературе неоднократно отмечалось, что возникновению смежных  прав в значительной степени способствовал  технический прогресс. С развитием  новых технологий очевидным стал тот факт, что законодательство об авторском праве не способно в  полной мере урегулировать отношения, которые, отчасти напоминая авторские, все же обладают спецификой, требующей их выделения в самостоятельную группу.

 

В России смежные права  получили свое признание с принятием  Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 года. Сегодня, частью четвертой Гражданского кодекса РФ категория смежных прав значительно расширена.

 

На территории России охрана смежных прав может предоставляться как в силу национального законодательства, так и в силу действия международного договора. Россия является участницей трех международных договоров в области смежного права:

 

  1. Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (29 октября 1971 г.) – в России актуальна с 13 марта 1995 г.
  2. Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (26 октября 1961 г.) – в России принята с 26 мая 2003 г. (далее - Римская конвенция).
  3. Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. (далее - Конвенция о спутниках), участницей которой является Российская Федерация как правопреемница СССР. СССР присоединился к этой Конвенции 20 января 1989 г.

 

К смежным правам относятся:

 

  1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
  2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
  3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
  4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.
  5. право публикатора на произведение науки, литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

 

  1. Право на исполнение.

 

Законодатель выделяет три  категории исполнителей: артист-исполнитель, режиссер-постановщик, дирижер.

 

К первой категории относятся  не только те лица, которые исполняют  произведения, но и те, которые выполняют  артистическую работу. Однако сфера  этой работы ограничена и связана  с исполнением эстрадного, циркового  или кукольного номера.

 Необходимо обратить  внимание и на то, что законодатель  относит к артистам-исполнителям  не только лиц, исполняющих произведения, являющиеся объектами авторского права, но и тех, кто исполняет произведения народного творчества. Важен и характер труда исполнителя: в статье 1313 ГК РФ указано, что труд исполнителя должен быть творческим. Таким образом, если исполнение не носит творческого характера, ему не предоставляется правовая охрана.

 

К вспомогательным исполнителям можно отнести лиц, которые аккомпанируют  певцу, исполняющему произведение. В  литературе существовала и существует точка зрения на то, что поскольку  исполнения также представляют собой результат творческого труда, то их следует рассматривать как производные произведения, т.е. как объекты авторского права. Однако с этой позицией сложно согласиться, так как исполнитель не создает произведения. Произведение представляет собой выражение автором своей личности вовне, а при исполнении артист, наоборот, вживается в созданный автором образ и выражает его посредством своих психических и физических способностей в отличие от автора, который созданный образ выражает посредством слова, звуков, глины, красок, гипса и т.д. Объект авторского права отделим от автора, а исполнение неотделимо от актера, оно, благодаря технике, может быть воспроизведено, но при этом от актера не отделится. Кроме того, исполнение, главным образом, представляет собой интерпретацию произведения, исполнение же интерпретировать нельзя.

 

Ко второй категории исполнителей относится режиссер-постановщик  спектакля, т.е. лицо, осуществляющее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления. Нередко специалисты в данной сфере отмечают, что характер труда при создании театральной постановки схож с характером труда при создании постановки аудиовизуального произведения и, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает для этих объектов разный правовой режим.

 

В работах также отмечается, что постановка спектакля есть театральное  произведение и представляет собой  объект авторского права. Думается, ответить на вопрос о том, следует ли постановку относить к объектам авторского права  и смежных прав, должны специалисты  в области театрального искусства  и именно на основании их заключения законодатель должен определить правовой режим постановки. Поскольку законодатель не отнес постановку к объектам авторского права, следует понимать, что таким  образом законодатель видит разную природу объекта авторского права  и постановки, т.е. не считает, что  постановка является произведением. Постановка отличается от сценических произведений тем, что творческий труд театрального режиссера неотделим от акта производства

 

К третьей категории исполнителей относится дирижер - музыкант, управляющий  оркестром или хором при исполнении музыкального произведения.

Совместное исполнение напоминает институт соавторства. Необходимо обратить внимание на то, что совместное исполнительство имеет место только в том случае, если труд каждого исполнителя носит творческий характер. Например, не может появиться соавторства исполнителя главной роли и статиста. Представляется возможным выделение совместного исполнительства раздельного и нераздельного. Если исполнение представляет собой неразрывное целое, то можно говорить о нераздельном соисполнительстве, если же исполнение состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение, - о раздельном соисполнительстве. Примерами нераздельного соисполнительства являются исполнение музыкального произведения оркестром, исполнение русского народного танца коллективом. Пример раздельного соавторства - балет, каждый акт которого исполняется разными исполнителями. Это не означает, что при нераздельном соисполнительстве исполнение не может состоять из элементов, оно может состоять из таковых, но каждый элемент исполняется совместно. Смежные права на исполнение в целом принадлежат соисполнителям независимо от того, имеет ли место раздельное или нераздельное соисполнительство. При раздельном соисполнительстве помимо смежных прав на исполнение в целом каждый соисполнитель обладает смежными правами на исполненный им элемент, если он имеет самостоятельное значение, т.е. может использоваться независимо от других элементов. При раздельном соисполнительстве исполнитель может по своему усмотрению использовать элемент своего исполнения, если соглашением не предусмотрено иное.

 

Представляется, что соисполнительство образуется независимо от того, однородны или разнородны элементы исполнения. В этом случае можно провести параллель с соавторством. Существует два условия для признания соавторства: единство и целостность произведения и его творческий характер. Единство и целостность могут иметь место как при однородном творческом труде, так и при разнородном. Целостность произведения при однородном выражается в единстве содержания произведения, а при разнородном творческом труде кроме единства содержания, требуется взаимозависимость выражающих форм. Представляется, что применительно к совместному исполнительству также можно выделить два условия - целостность и единство содержания произведения. В качестве примера соисполнительства при разнородных элементах можно привести исполнение оперы - исполнение оркестра и певца.

 

В пункте 2 ст. 1314 ГК РФ предусматривается, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем  коллектива исполнителей, а при его  отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между  ними не предусмотрено иное. Под  словом «коллектив» понимается объединение  людей, не имеющее статуса юридического лица. Вместе с тем сам собой  коллектив не является субъектом гражданского права, следовательно, руководитель коллектива - законный представитель всех лиц, составляющих коллектив, он может от их имени заключать договоры о распоряжении исключительным правом на исполнение. При отсутствии руководителя члены коллектива осуществляют по общему правилу смежные права исполнителя совместно. Таким образом, один исполнитель не может предоставить возможность использования исполнения произведения, возникшего при совместном исполнительстве. Вместе с тем, как было сказано выше, соглашением сторон может быть установлена возможность использования исполнения, созданного при соисполнительстве, не совместно, т.е. не всеми соисполнителями, а, например, только одним. Это не означает, что смежные права на коллективное исполнение могут принадлежать одному исполнителю. Соглашением исполнителей может изменяться только порядок осуществления исключительного права на коллективное исполнение, смежные права на коллективное исполнение могут принадлежать только всем соисполнителям, и данное положение не может быть изменено соглашением исполнителей.

 

Законодатель указывает, что, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива не вправе без достаточных  оснований запретить его использование.

 

Доходы от использования  совместного исполнения распределяются между всеми членами коллектива поровну, если иное не предусмотрено  соглашением сторон. Право на получение  доходов от использования исполнения является не смежным правом, а составляющим элемент обязательства, возникшего либо в силу договора, заключенного между пользователем и исполнителями, либо в силу закона.

 

Исполнителю принадлежат  личные неимущественные права и  имущественное право - исключительное право на исполнение. К личным неимущественным  правам исполнителя законодатель относит  следующие права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения. Названные права в соответствии с п. 2 ст. 1228 ГК РФ являются неотчуждаемыми и непередаваемыми

 

В силу ст. 1315 ГК РФ право авторства - это право признаваться автором исполнения с соблюдением прав автора исполняемого произведения, причём это право признаётся независимо от наличия и действия последних.

 

В статье 1315 ГК РФ раскрывается содержание права исполнителя на имя. Право на имя - это право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в  иных случаях использования исполнения, а при совместном исполнении - право  на указание наименования коллектива исполнителей. Таким образом, законодатель ограничивает исполнителя двумя  возможностями реализации своего права  на имя: либо указать подлинное имя, либо псевдоним, т.е. вымышленное имя. При совместном исполнении исполнители  указывают наименование коллектива. Вместе с тем законодатель устанавливает  пределы этого права, т.е. предусматривает, когда имя исполнителя не указывается  и разрешение у исполнителя на это не спрашивается - речь идет о  случаях, когда характер использования  произведения исключает возможность  указания имени исполнителя или  наименования коллектива исполнителей. Кроме того, исполнители не должны злоупотреблять своим правом на имя: они не могут избрать в качестве псевдонима фамилию известного исполнителя  или придумать название коллектива, сходного с названием другого  творческого коллектива. Право на имя может быть нарушено только при  использовании исполнения.

 

В части четвертой Гражданского кодекса РФ нарушением права на неприкосновенность исполнения считается такое изменение исполнения, которое извращает смысл или нарушает целостность восприятия исполнения. Необходимо отметить, что под исполнением следует понимать не только деятельность артиста-исполнителя, но и результат деятельности режиссера-постановщика и дирижера. В суде рассматриваются дела, связанные с искажением исполнений, в том числе постановок. Так, если при исполнении режиссёрской постановки добавляются световые эффекты или изменяются декорации, это, в соответствии с положениями ст. 1315 ГК РФ, является нарушением права на неприкосновенность произведения.

Информация о работе Понятие и содержание смежных прав