Понятие и содержание смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Смежные права – это права, примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Иными словами, это права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичные правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

Оглавление

Введение. 3

1.Право на исполнение. 4

2.Право на фонограмму. 9

3.Право организаций эфирного и кабельного вещания 13

4.Право изготовителя базы данных. 16

5.Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.
20

Заключение. 24

Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

курсач по ап.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

Как уже отмечалось ранее, исполнитель должен осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Если исполнение осуществляется по инициативе исполнителя, то он в случае публичного исполнения должен получить разрешение от обладателя исключительного права на произведение на такой способ использования. Если же исполнитель осуществляет публичное исполнение не по своей инициативе, а, например, в силу трудового договора или договора о возмездном оказании услуг, то разрешение у обладателя исключительного лица на произведение должны получить работодатель, заказчик и иное лицо, по чьей инициативе публично исполняется произведение. При публичном исполнении должны быть соблюдены и неимущественные права автора произведения.

 

Так же, как и в отношении  исключительного авторского права  на произведение ГК РФ не ограничил  способы использования исполнения, закрепив исключительное право исполнителя  использовать исполнение любым не запрещенным  законом способом. Но, несмотря на это, примерный перечень основных способов использования исполнений имеет существенное значение.

 

Необходимо отметить, что  ГК расширил перечень способов использования  исполнения в сравнении с Законом  об авторском праве, утратившим свою силу в 2008 году. При этом расширение носит как количественный, так и качественный характер. Во-первых, перечень дополнен такими способами использования исполнения, как распространение и публичное исполнение записи исполнения. Во-вторых, значительно полнее в ГК раскрыто содержание таких способов использования исполнения, как сообщение в эфир и воспроизведение записи исполнения.

 

Способы использования исполнения, указанные в п. 2 ст. 1317, можно условно  разделить на три группы:

  • использование непосредственно исполнения (незаписанного исполнения);
  • запись исполнения;
  • использование записи исполнения.

 

Данная классификация  способов использования исполнения является в известной мере общепринятой.

 

Использование незаписанного  исполнения осуществляется посредством  сообщения его в эфир или по кабелю (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317 ГК).

Традиционно под сообщением в эфир понимается беспроводной способ передачи информации (с помощью электромагнитных волн), при котором исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, т.е. существует фактическая возможность воспринимать осуществляемое сообщение в эфир с помощью соответствующих технических средств. При этом наличие указанной возможности не означает необходимости восприятия такого сообщения. Поэтому в Гражданском кодексе и говорится, что сообщение в эфир становится доступным независимо от его фактического восприятия публикой.

 

Сообщение в эфир осуществляется как с наземных станций и по наземным эфирным сетям связи (радиотелевизионные передающие центры, радиорелейные линии), так и с использованием спутников  связи. В последнем случае сообщение  в эфир усложняется двумя взаимосвязанными действиями, нашедшими отражение  в ГК: прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника.

 

Процесс сообщения в эфир также усложняется при осуществлении  ретрансляции. Ретрансляция - это сообщение  в эфир (в том числе через  спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или  кабельного вещания одновременно с  получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации. Таким образом, при ретрансляции одна организация эфирного вещания  формирует и передает сигнал другой организации вещания, которая принимает  и одновременно распространяет в  эфир полученное ею сообщение (причем все это осуществляется с помощью  операторов связи).

 

Одним из ключевых способов использования исполнения является запись исполнения.

Во-первых, сама запись признается отдельным способом использования  исполнения.

Во-вторых, запись служит основой  для осуществления других способов использования произведения: воспроизведения  записи исполнения, распространения  записи исполнения и прочее.

В-третьих, получение разрешения на осуществление записи может ограничивать права обладателя исключительного  права на исполнение в отношении  других способов использования. Как указывается в пункте 3 статьи 1317 ГК, исключительное право на исполнение «не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения».

В-четвертых, запись исполнения, а вернее, первая запись исполнения есть не что иное, как изготовление фонограммы. Здесь происходит совмещение двух юридических объектов и соответственно двух разных прав в одном материальном объекте. Можно сказать, что записанное исполнение с правовой точки зрения «живет совместно» с фонограммой. Отсюда следует, что способы использования  записанного исполнения имманентно связаны с аналогичными способами  использования фонограммы.

Так, воспроизведение записи исполнения есть не что иное, как  изготовление одного или более экземпляра фонограммы (подп. 4 п. 2 ст. 1317 ГК).

Распространение записи исполнения представляет собой отчуждение (и  этим отличается от другого способа  использования исполнения - проката) оригинала или экземпляров записи, т.е. экземпляров фонограмм как  материальных объектов (и этим отличается от других способов «доставки» исполнения - сообщения в эфир, доведения  до всеобщего сведения и т.д.) В отличие от распространения прокат не связан с отчуждением экземпляров записи, а предполагает право пользования экземпляром записи исполнения.

 

Поскольку сообщать в эфир или по кабелю можно как записанное, так и незаписанное исполнение, в  подп. 6 п. 2 ст. 1317 ГК предусматривается в качестве отдельных способов использования сообщение в эфир и сообщение по кабелю записи исполнения, что также связано с соответствующим использованием фонограммы.

Поскольку с технической  точки зрения запись исполнения может  быть не только сообщена в эфире  или по кабелю, в ГК выделяются такие  способы ее использования, как публичное исполнение записи исполнения (в городских парках, ресторанах, клубах, кинотеатрах и т.д.) и доведение записи исполнения до всеобщего сведения (путем размещения в сети Интернет).

 

 

  1. Право на фонограмму.

 

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ: фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

 

В данном определении нужно  отметить следующие моменты:

 

  • должна наличествовать запись, т.е. определенная статичная фиксация соответствующих звуков. Срок существования такой записи принципиального значения не имеет: например, фонограммой можно признать и запись, произведенную в оперативную память компьютера, до тех пор, пока такая запись существует (пусть и непродолжительное время);
  • фонограмма должна быть исключительно звуковой записью. Соответственно звуковая дорожка определенного аудиовизуального произведения (например, кинофильма) не может рассматриваться в качестве фонограммы, а значит, продюсер такого аудиовизуального произведения не получит в дополнение к приобретенным им авторским правам еще и смежные права на фонограмму;
  • объектами записи могут быть не только исполнения произведений литературы, науки и искусства, но и вообще любые звуки и их комбинации независимо от происхождения, назначения и т.п. В качестве фонограммы может охраняться запись пения птиц, шума города, звуков работы различных технических устройств и т.д. Не имеет значения и наличие или отсутствие творческой составляющей в записываемом объекте. Возможна и ситуация, когда соответствующее произведение исключено из перечня объектов авторского права (например, Государственный гимн), но это не мешает изготовителю фонограммы приобрести права на соответствующую звукозапись. Однако если объект записи является самостоятельным объектом охраны (на него существуют авторские права или права исполнителя), то использование фонограммы должно осуществляться с соблюдением прав таких лиц;
  • звуковая запись может быть любой - не играет роли ни технология записи, ни вид носителя и т.д. Это означает, во-первых, что изготовитель фонограммы имеет полную свободу выбора подобных характеристик звукозаписи, его право возникнет в любом случае, во-вторых, что изменение вида носителя, формы записи и т.д. не дает возможности вывести фонограмму из-под контроля правообладателя. Так, например, лицо, создавшее MP3-файл на основе чужой фонограммы, точно так же должно получить согласие правообладателя на последующее использование созданной им записи, как и в случае, если бы речь шла о фонограмме в ее первоначальном формате. Если в будущем с развитием техники появится новый носитель, то право на фонограмму будет автоматически распространено и на использование фонограммы на этом носителе и т.д.;
  • способы записи звуков могут быть самыми разными, это также не влияет на право изготовителя фонограммы. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники. В Гражданском кодексе под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. Это позволяет признавать фонограммами (что будет влечь предоставление их создателям соответствующего комплекса прав) также записи не только звуков, но и определенных инструкций, предназначенных для электронного устройства (например, сюда можно отнести звукозаписи в формате MIDI - Musical Instrument Digital Interface и др.).

Введение права на фонограмму в перечень смежных прав имеет  целью защитить интересы лица, организующего  создание звуковой записи. Из этого  следует, что право будет предоставляться  лицу независимо от наличия или отсутствия творческой составляющей в его деятельности. Для того, чтобы приобрести права на фонограмму, достаточно взять на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК).

Указание на «инициативу  и ответственность» означает, что  для приобретения прав изготовителя фонограммы не всегда требуется совершение фактических действий по изготовлению фонограммы. Изготовление фонограммы можно заказать другому лицу, подобная практика является весьма распространенной. В таких случаях «взятие на себя инициативы и ответственности» должно быть осуществлено в определенных юридических формах: например, в  виде договора на осуществление звукозаписи  на концерте. Если лицо само осуществляет изготовление записи, то «взятие на себя инициативы и ответственности» будет выражаться в фактических  действиях по осуществлению такой  записи.

Важно заметить, что речь идет только о первой записи. Любая  последующая перезапись фонограммы не будет приводить к возникновению  новых прав на фонограмму. Например, если идет прямая трансляция концерта в эфир, то лицо, осуществившее его  первую запись, может приобрести права  на созданную фонограмму. Но если в  промежутке между исполнением и  передачей в эфир создавалась  запись такого исполнения и именно она потом передавалась в эфир (т.е. существовал некоторый, хоть и небольшой, сдвиг во времени между исполнением и его трансляцией), то лицо, записавшее концерт «с эфира», прав на фонограмму не приобретет.

На практике осуществление  записи может вестись одновременно несколькими лицами (в частности, речь политического деятеля может  быть записана параллельно многими  информационными агентствами). Поскольку  в этом случае запись будет производиться  такими лицами самостоятельно и одновременно (т.е. все подобные записи будут «первыми»), права таких лиц на созданные  ими фонограммы также будут независимыми друг от друга.

Права на фонограмму могут  принадлежать как российским, так  и иностранным лицам, а также  лицам без гражданства. При этом изготовителем фонограммы может  быть как физическое, так и юридическое  лицо.

Согласно статье 1328 ГК исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в следующих случаях:

    • если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;
    • если фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
    • а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право  на фонограмму и комплекс неимущественных  прав: право на указание на экземплярах  фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, право  на защиту фонограммы от искажения  при ее использовании, право на обнародование  фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК).

 

Пункт 3 статьи 1323 ГК устанавливает, что права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских  прав и прав исполнителей. Даже если запись фонограммы осуществит сам автор  записанного произведения или его  исполнитель, то наряду со своими правами  автора или исполнителя он приобретет и не охватываемые ими права на фонограмму. С другой стороны, переход  или прекращение авторских прав и прав исполнителя на записанное произведение не влияют на действительность прав изготовителя фонограммы. Так, если произведение переходит в общественное достояние, то это не значит, что и права на фонограмму прекращаются и она может использоваться свободно. Но осуществлять свои права изготовитель фонограммы должен с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Изготовитель фонограммы, на которую записано исполнение определенного произведения, может запретить любому лицу ее использование, но не может ее использовать самостоятельно, без согласия автора и исполнителей (или их правопреемников). Таким образом, права изготовителя фонограммы, будучи независимыми от прав авторов и исполнителей, тем не менее ограничены правами этих лиц. Ограничения же эти касаются главным образом исключительного права на фонограмму.

 

Исключительное право  изготовителя фонограммы охватывает в том числе использование и части фонограммы, поскольку согласно ст. 1305 ГК экземпляром фонограммы признается копия фонограммы даже в том случае, когда она включает только часть звуков, зафиксированных в фонограмме. Конечно, эта часть должна сохранять определенные отличительные признаки конкретной фонограммы, с тем чтобы ее можно было опознать именно как часть определенной фонограммы.

 

Рассматривая способы  использования фонограммы, указанные  в ст. 1324 ГК, нужно иметь в виду, что все они предполагают публичное  использование фонограммы. Личное использование  фонограммы (включая ее использование  в кругу семьи) не требует согласия правообладателя. Круг семьи следует  понимать расширительно - не только как  круг ближайших родственников лица, использующего фонограмму, но в целом  как постоянный круг общения соответствующего лица. Поэтому прослушивание фонограммы в компании друзей, коллег и т.д. не должно признаваться публичным. Напротив, для того, чтобы использование  фонограммы было признано публичным, не требуется фактическое доведение  фонограммы до сведения конкретных членов общества, достаточно создания для  них возможности получить такой  доступ к прослушиванию фонограммы, которым они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться. Так, например, право изготовителя фонограммы будет нарушено даже в том случае, если сообщенная в эфир фонограмма в действительности не была воспринята ни одним человеком.

Информация о работе Понятие и содержание смежных прав