Смежные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

В широком понимании, интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях. Интеллектуальная деятельность – это творческая деятельность, а творчество – это целенаправленная умственная работа человека, результатам которой характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Понятие смежных прав………………………………………………………4
2. Субъекты и объекты смежных прав………………………………………...6
3. Возникновение и осуществление смежных прав…………………………12
4. Критерии для правовой защиты смежных прав…………………………..14
5. Сроки действия смежных прав…………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Интеллектуальная собственность.docx

— 44.29 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  УКРАИНЫ


СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра


 

 

 

Контрольная работа

                    по

«Смежные права»

 

 

 

 

                                                           Выполнил: ст. гр. ЭС – 42з

                                                                       Сергей 

                                                                       Проверил: ст. преподаватель

                                               

 

 

 

Севастополь

2011

                                СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………...3                                                                                      

1. Понятие смежных прав………………………………………………………4                                                           

2. Субъекты и объекты смежных прав………………………………………...6

3. Возникновение и осуществление смежных прав…………………………12

4. Критерии для правовой защиты  смежных прав…………………………..14

5. Сроки действия смежных прав…………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………….18                                                                            

Список литературы……………………………………………………………19                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В широком понимании, интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях. Интеллектуальная деятельность – это творческая деятельность, а творчество – это целенаправленная умственная работа человека, результатам которой характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения.

Одним из видов интеллектуальной деятельности является создание объектов духовного творчества, которые охраняются авторским правом. Эту сферу творческой деятельности часто называют гуманитарной. Методы и формы духовного творчества могут быть разнообразными. Но общее  между ними то, что они всегда являются результатом творческого  процесса. К духовному творчеству принадлежит деятельность по созданию произведений литературы, науки, искусства. Результатами такого творчества могут  быть повествовательные и поэтические  литературные произведения, музыка, драматические  и кинематографические произведения, картины, фотографии, компьютерные программы  и т.п.

Цель данного реферата – рассмотрение авторского права  как одой из составляющих интеллектуальной собственности, изучение его объектов и субъектов, рассмотрение порядка  осуществления и способов защиты авторского права и смежных прав.

Актуальность. В современном  мире объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства) как  и другие объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки  для товаров и услуг и т.д.), играют значительную роль в обеспечении  конкурентоспособности товаров  и услуг, и становятся решающим фактором экономического развития.

 

 

1. Понятие смежных прав

Чтобы ознакомить широкую аудиторию  со своими произведениями, авторам  часто необходимо содействие посредников (издателей, музыкантов, продюсеров и  т.п.), которые, используя свои профессиональные способности, могут донести произведения аудитории в наиболее интересной и доступной форме. С этой целью  в большинстве государств, чтоб урегулировать  отношения между авторами и посредниками, разработано законодательство о смежных правах.

Предметом правовой охраны, кроме  авторских прав, также являются права, которые тесно связаны с ними, но имеют самостоятельный характер и получили название смежных прав. Смежные права можно определить как права на результаты творческой деятельности исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, организаций  речи и их правопреемников, которым  на основаниях, предусмотренных законом, переданы эти права. Права субъектов  авторских и смежных прав делятся  на имущественные и личные неимущественные.

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные  от них, однако полностью не совпадающие  с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для  того, чтобы говорить о наличии  авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполнятся будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д. Вместе с тем  смежные права существуют по общему правилу только тогда когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в  передачу организации эфирного м  кабельного вещания.).

Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических  возможностей воспроизведения и  распространения произведений, позволяющих  коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных  записей и т.д.

Основное назначение смежных  прав состоит в том, что использование  третьими лицами фонограмм, радио и  телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует  согласия соответствующих правообладателей.

Большинство случаев такого рода незаконного использования  выходило за рамки национальных границ и, поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты и объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

- объекты прав исполнителей  – результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

- объекты прав производителей фонограмм на запись – звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

- объекты прав организаций  эфирного и кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Таким образом, объектами  исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся  представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством  игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией либо с помощью технических средств (теле и радио вещания, кабельного телевидения и т.д. Исполнением  признается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения). Одной из форм исполнения можно рассматривать  постановку (п. 1 ст. 37 Закона об авторском  праве и смежных правах).

Объектами смежных прав являются также звукозаписи и видеозаписи, как со звуком, так и без звука, которые получили общее название "записи". Следует отметить, что  сам термин не соответствует общепринятому  в международной практике термину "фонограмма".

В широком смысле под фонограммой  понимается любая запись звуков, тогда как в узком смысле – это фиксация вокального или инструментального музыкального исполнения.

Объектами смежных прав организаций  эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и  изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю созданная  самой организацией или по ее заказу за счет другой организаций. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны  ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав. Иногда в понятие  передачи входит и кодированный сигнал, который может приниматься пользователем  только при наличии специального устройства (например, НТВ плюс).

По своей правовой природе  право на объекты смежных прав является исключительным. Это значит, что право на использование объектов смежных прав принадлежит указанным  в законе лицам (за отдельными изъятиями).

Для возникновения и осуществления  смежных прав не требуется регистрации  их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве  и смежных правах создатель смежных  прав для оповещения третьих лиц  о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или  на каждом содержащем ее футляре. В  качестве такого знака принят предусмотренный  Римской конвенцией знак охраны, состоящий  из трех элементов:

- латинской буквы "Р"  в окружности;

- имени (наименования) обладателя  исключительных смежных прав;

- года первого опубликования  фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права  возможности его защиты, однако в  ряде случаев затрудняет процесс  доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда  одно из государств-участников Женевской  конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм от 29.10.1971 г. в соответствии с национальным законодательством  требует выполнения формальностей  в качестве условий, при которых  обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики или их упаковки имеют специальную надпись в виде символа – латинской буквы "Р" в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной: если копия или упаковка не устанавливают производителя, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии (п. 5 Конвенции).

Законодательством о смежных  правах не предусмотрено право проставлять  знак охраны смежных прав ни в титрах передач (программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являются объектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтому  когда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это не меняет сущности правового  режим таких программ.

Закон четко выделяет категории субъектов смежных прав. К ним относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Исполнители

В соответствии Закона об авторском  праве и смежных правах исполнителями  являются актеры, певцы, музыканты, танцоры  или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном  инструменте или иным образом  исполняют произведения литературы или искусства (в том числе  эстрадный, цирковой или кукольный  номер), а также режиссер - постановщик  спектакля и дирижер.

Следует отметить, что включение  законодателем режиссера театральной  постановки в число исполнителей вызывает некоторые сомнения. Представляется, что его деятельность является достаточно творческой, поэтому можно было бы говорить об охране авторским правом осуществляемой им деятельности. Тем более, что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматривается в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и соответственно режиссеры этих спектаклей – субъектами авторского права.

Действующее законодательство не предоставляет театральному режиссеру  права разрешать или запрещать  постановку спектакля. Это вряд ли можно  считать правильным. Постановка представляет собой определенное сценическое  решение произведения, которое включает хореографию, музыкальное сопровождение, оформление декораций, костюмы и  т.д. и может быть определенным образом  записано. Таким образом, театральная  постановка может быть воспроизведена другими лицами.

В качестве исполнителей могут  выступать только физические лица. При этом закон не устанавливает  каких-либо ограничений относительно возраста и дееспособности исполнителя. Вместе с тем действующее гражданское  законодательство не регламентирует юридические  взаимоотношения несовершеннолетних исполнителей по поводу осуществленных ими исполнений с пользователями.

Во многих случаях исполнение осуществляется не единоличным исполнителем, а коллективом исполнителей (оркестром, танцевальной труппой и т.д.). Юридического определения коллектива не существует, что создает определенные сложности  на практике. Так, непонятно, можно ли считать коллективом дуэт исполнителей. Следует иметь в виду, что указанным  выше постановлением Правительства  РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования  исполнений" помимо коллектива выделяется также понятие ансамбля, под которым  понимается небольшой состав исполнителей (до 16 человек) и в котором все исполнители равноправны. В то же время закон не устанавливает количественного ограничения коллектива исполнителей.

Информация о работе Смежные права