Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:19, реферат
В широком понимании, интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях. Интеллектуальная деятельность – это творческая деятельность, а творчество – это целенаправленная умственная работа человека, результатам которой характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения.
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Понятие смежных прав………………………………………………………4
2. Субъекты и объекты смежных прав………………………………………...6
3. Возникновение и осуществление смежных прав…………………………12
4. Критерии для правовой защиты смежных прав…………………………..14
5. Сроки действия смежных прав…………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы
Возможны ситуации, когда в уже сложившиеся коллективы исполнителей приглашают солистов со стороны для одного или нескольких исполнений. Такие солисты должны иметь равные права в отношении исполнений, созданных с их участием по сравнению с другими членами коллектива.
Трудовой кодекс допускает с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя*(21)) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, усыновителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному развитию. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает нижнего предела для заключения договора (на практике нередки случаи, когда исполнителями выступают дети 5-6 лет). Тем не менее, трудовые договоры все равно должны заключаться с самими несовершеннолетними, а родители (опекуны, усыновители) и органы опеки и попечительства только дают согласие на заключение договора.
Производители фонограмм
Субъектом смежных прав на
записи (фонограммы) является изготовитель
записи, которым признается юридическое
лицо или гражданин, взявший на себя
инициативу и соответствующие обязанности
по изготовлению с помощью технических
средств звукозаписи и/или
При этом следует подчеркнуть, что производителями (изготовителями фонограмм) являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.
Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам.
Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (далее - передача радио- или телевизионных сигналов). Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе передачи в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. Тем не менее законодатель решил распространить на организации их создающие законодательство о смежных правах.
3. Возникновение и осуществление смежных прав
Для
возникновения и осуществления смежных
прав не
требуется выполнение любых формальностей.
Права изготовителя фонограммы и исполнителя
порождает сам факт создания соответствующей
звукозаписи. Вместе с тем для оповещения
третьих лиц о своих правах и предотвращения
их нарушения обладатель смежных прав
вправе использовать знак охраны, который
помещается на каждом экземпляре фонограммы
и (или) на каждом содержащем ее футляре.
В качестве такого знака принят предусмотренный
Римской конвенцией знак охраны, состоящий
из трех элементов: латинской буквы «Р»
в окружности: (Р); имени (наименования)
обладателя исключительных смежных прав;
года первого опубликования фонограммы.
Отсутствие знака охраны не лишает обладателя
смежного права возможности его защиты,
однако затрудняет процесс доказывания
при его нарушении.
Законодательством Украины не предусмотренное
право проставлять знак охраны смежных
прав ни в титрах передач телекомпаний
и студий кабельного телевидения, ни на
носителях с записью таких передач.
1. Первичными субъектами
смежных прав являются
2. Смежное право возникает
вследствие факта исполнения произведения,
производства фонограммы, производства
видеограммы, обнародования передачи
организации вещания.
3. Для возникновения и осуществления
смежных прав не требуется выполнения
любых формальностей.
Исполнитель, производитель фонограммы,
производитель видеограммы для оповещения
о своих смежных правах на фонограммах,
видеограммах и всех их экземплярах, которые
распространяются среди публики на законных
основаниях, или их упаковках могут использовать
знак охраны смежных прав. Этот знак состоит
из следующих элементов:
- латинская буква "P", обведенная
кругом, - (изображение символа не приводится);
- имена (названия) лиц, имеющих относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;
- год первой публикации фонограммы (видеограммы).
При отсутствии доказательств
иного, исполнителем, производителем фонограммы
или видеограммы считаются
4. Кабинетом Министров Украины
могут устанавливаться минимальные ставки
вознаграждения за использование объектов
смежных прав и порядок их индексации.
4. Критерии для правовой защиты смежных прав
Критерии
возникновения смежных прав у
разных субъектов разные.
Согласно ст.4 Гражданского кодекса Украины:
- право интеллектуальной собственности
на исполнение возникает с момента первого
его осуществления;
- право интеллектуальной собственности
на фонограмму или видеограмму возникает
с момента ее изготовления;
- право интеллектуальной собственности
на передачу (программу) организации вещания
возникает с момента ее первого осуществления.
Статья
38. Срок охраны смежных прав
1. Личные неимущественные
права исполнителя (право на имя и право
на защиту репутации), установленные статьей
31 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
Имущественные права, предусмотренные
настоящим Законом в отношении исполнителя,
действуют в течение 50 лет с момента первой
записи исполнения.
2. Имущественные права,
предусмотренные настоящим Законом в
отношении производителя фонограммы,
действуют в течение 50 лет после первого
опубликования фонограммы или в течение
50 лет после ее первой записи, если фонограмма
не была опубликована в течение этого
срока.
3. Права, предусмотренные настоящим
Законом в отношении организации эфирного
или кабельного вещания, действуют в течение
50 лет с момента осуществления передачи
в эфир или по кабелю соответственно.
4. Исчисление сроков, предусмотренных
пунктами 1-3 настоящей статьи, начинается
с 1 января года, следующего за годом, в
котором имел место юридический факт,
являющийся основанием для начала отсчета
срока.
5. Право разрешать использование
исполнения, фонограммы, передачи организации
эфирного или кабельного вещания и на
получение вознаграждения в пределах
оставшейся части сроков, указанных в
пунктах 1-3 настоящей статьи, переходит
к наследникам (в отношении юридических
лиц - к правопреемникам) исполнителя,
производителя фонограммы, организации
эфирного или кабельного вещания.
6. Имущественные права исполнителя,
производителя фонограммы, организации
эфирного или кабельного вещания могут
быть уступлены полностью или в части
и могут быть переданы для использования
по договору с применением по аналогии
положений пункта 1 статьи 25 настоящего
Закона.
7. Истечение срока действия
имущественных прав на объекты смежных
прав означает переход этих объектов в
общественное достояние.
5. Сроки действия смежных прав
1. Права, предусмотренные
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
2. Права, предусмотренные
3. Права, предусмотренные
4. Права, предусмотренные
5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
6. В случае, если исполнитель
был репрессирован и
В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
7. К наследникам (в отношении
юридических лиц - к правопреемникам)
исполнителя, производителя
Заключение
Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось.
С внедрением технологических новшеств
начала осознаваться необходимость
обеспечения специальной охраны
интересов исполнителей, продюсеров
и организаций широкого вещания.
Исполнители стали требовать
проведения исследований, направленных
на обеспечение защиты их прав при
все возрастающих масштабах записи
их исполнений, что приводило к
серьезному снижению их доходов и
сокращало возможности
Права актеров-исполнителей, производителей
фонограмм и организаций
1. Бондаренко С. В. Авторське право i сумiжнi права / С. В. Бондаренко. – К.: Iн-т iнтел. Власностi i права. 2004. – 260 с.
2. Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005 г. – 215 с.
3. ЗА К О Н У К Р А Ї Н И Про
авторське право і суміжні права
(Відомості Верховної Ради України
(ВВР), 1994, N 13, ст.64 ).