Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Смежные права – это права, примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Иными словами, это права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичные правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.
Введение. 3
1.Право на исполнение. 4
2.Право на фонограмму. 9
3.Право организаций эфирного и кабельного вещания 13
4.Право изготовителя базы данных. 16
5.Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.
20
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25
Важным нововведением
ГК РФ является то, что в общественное
достояние переходят и
Произведение может также находиться в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом изначально, например, если оно относится к категории произведений, не являющихся объектами авторских прав. И здесь требуется проверять, является ли данное произведение объектом авторского права на момент обнародования. Так, произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, исключены из перечня объектов авторского права, соответственно на них не может возникнуть и право публикатора.
К рассматриваемой категории относятся и случаи, когда на момент создания произведения законодательство не предусматривало охраны для таких произведений, а в последующем действие нового закона, вводящего такую охрану, не было распространено на это произведение. Схожая ситуация может возникнуть и при присоединении Российской Федерации к соответствующему международному соглашению - в отношении произведений, которые не охранялись в России до присоединения к соглашению. В частности, при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений была сделана оговорка о том, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату ее вступления в силу для Российской Федерации (13 марта 1995 г.) уже находились на территории России в общественном достоянии.
Во всех этих случаях право публикатора возникнуть может.
Пункт 3 статьи 1337 ГК РФ устанавливает еще одно требование, которому должно отвечать произведение для того, чтобы на него могло возникнуть исключительное право публикатора: произведение не должно находиться в государственных и муниципальных архивах. По сути, для целей возникновения права публикатора нахождение в архиве приравнено к обнародованию произведения. Тем самым признается, что попадание в подобный архив делает произведение доступным обществу, в связи с чем давать третьему лицу возможность ограничения использования такого произведения неразумно. Представляется, что это правило должно применяться и в том случае, если лицо, обнародовавшее произведение, получило его из иных источников, чем государственный или муниципальный архив, но параллельно это произведение находилось на момент обнародования и в архиве.
Таким образом, часть четвертая ГК РФ устанавливает достаточно жесткие требования к произведению, гарантируя тем самым то, что право публикатора не обременит общество чрезмерно.
Для приобретения права публикатора
не требуется, чтобы произведение оставалось
при его обнародовании в
Публикатором произведения может быть только гражданин, только физическое лицо (п. 1 ст. 1337 ГК). Даже в случаях, когда поиск произведения осуществляется как часть служебных обязанностей данного лица (например, если оно является работником архива), публикатором будет конкретный человек, а не его работодатель. Работодатель может приобрести по договору исключительное право публикатора, но публикатором стать он не может.
Однако при этом нужно
учитывать, что согласно п. 1 ст. 1337 ГК
для первоначального
В этой связи выстраивание
правильной системы отношений становится
очень важным не только для работника,
но и для его работодателя. Если
работодатель заинтересован в приобретении
возможности контролировать экономическую
эксплуатацию произведения, то он должен
соответствующим образом
Публикатору предоставлено право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения. Публикатор в указанных случаях может не только сам проставлять свое имя, но и требовать этого от других лиц, если они осуществляют использование произведения. В то же время его имя должно указываться именно как имя лица, впервые обнародовавшего произведение. Имя публикатора не может заменять имени автора или помещаться на произведении таким образом, что у читателей или зрителей будет создаваться впечатление, что именно это лицо является автором данного произведения.
Право публикатора на указание своего имени действует и в случае использования произведения при переводе или иной переработке. Интересно заметить, что публикатор не может запретить другим лицам перерабатывать данное произведение и использовать его в переработанном виде (так как его исключительное право не охватывает перевод и иную переработку произведения), но вправе требовать указания на соответствующих экземплярах своего имени - как лица, впервые обнародовавшего данное произведение.
Пункт 3 статьи 1338 ГК РФ предоставляет
публикатору правомочия, касающиеся
разрешения вносить в произведение
изменения, сокращения или дополнения
при условии, что этим не искажается
замысел автора и не нарушается целостность
восприятия произведения и это не
противоречит воле автора, определенно
выраженной им в завещании, письмах,
дневниках или иной письменной форме.
Эти правомочия переходят к другим
лицам вместе с исключительным правом
публикатора на произведение. Представляется,
однако, что данные правомочия не могут
рассматриваться как
Согласно пункту 1 статьи
1338 ГК публикатору принадлежит
Но смешивать исключительное право автора и исключительное право публикатора было бы ошибкой.
Прежде всего, различается социальное назначение этих прав: если авторские права введены в значительной мере с целью поощрения творческой деятельности, то право публикатора призвано вознаградить труд лица по поиску чужих необнародованных произведений и по организации их обнародования (такая деятельность далеко не во всех случаях имеет творческий характер).
Далее действительность исключительного
права на произведение зависит от
права авторства
Два способа использования
произведения (переработка произведения,
включая перевод, и практическая
реализация архитектурного, дизайнерского,
градостроительного или садово-паркового
проекта) прямо изъяты из сферы действия
исключительного права
Отсутствие в перечне
способов использования произведения,
охватываемых исключительным правом публикатора,
практической реализации архитектурного,
дизайнерского, градостроительного или
садово-паркового проекта
Исключительное право
публикатора на произведение возникает
в момент обнародования этого
произведения, т.е. совершения действия,
впервые делающего произведение
доступным для всеобщего
Исключительное право
публикатора действует в
Исключительное право публикатора является оборотоспособным: возможно отчуждение этого права, предоставление права по лицензионному договору, использование его в качестве предмета залога. Специальных правил для распоряжения исключительным правом публикатора не предусмотрено. Договор о распоряжении исключительным правом публикатора должен ясно определять, передается ли право в полном объеме или предоставляется по лицензионному договору. В случае сомнений будет признаваться имеющим место вариант с меньшим объемом передачи права. Так, если в договоре не указано иное, то договор признается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК). Аналогично решается вопрос и в отношении вида лицензии: если в договоре не определено иное, лицензия предполагается простой, т.е. неисключительной (п. 2 ст. 1236 ГК).
Как договор об отчуждении
исключительного права
Существенными условиями
договора об отчуждении исключительного
права публикатора являются предмет
договора, а также размер вознаграждения
(или порядок его определения)
для случаев, когда договор прямо
не предусматривает, что он является
безвозмездным. Отсутствие любого из этих
условий в договоре делает его
незаключенным. Лицензионный договор,
кроме того, должен предусматривать
и способы использования
Важными условиями лицензионного договора являются территория и срок предоставления исключительного права публикатора. Однако отсутствие этих условий в договоре не означает, что он будет признан незаключенным: если территория не указана, то лицензиат вправе использовать произведение на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 1235 ГК РФ), а в случае отсутствия в договоре указания на срок его действия договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Заключение.
Донести свое произведение до широкой аудитории не всегда удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда.
Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось.