Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить выборы во Французской Республике.
Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть систему нормативно-правовых актов, регулирующих проведение выборов в органы власти Французской Республики;
2) определить порядок проведения выборов Президента Французской Республики;
3) проанализировать порядок проведения выборов Национального собрания Французской Республики;
4) рассмотреть порядок проведения выборов Сената Французской Республики.
Введение 3
1.Система нормативно-правовых актов, регулирующих проведение
выборов в органы власти Французской Республики 5
2. Порядок проведения выборов Президента Французской Республики 12
3. Порядок проведения выборов Национального собрания Французской
Республики 15
4. Порядок проведения выборов Сената Французской Республики 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Участие в голосовании обязательным не является.
Французское законодательство предусматривает покрытие государством избирательных расходов на печатание избирательных бюллетеней, плакатов и других материалов кандидатам, получившим не менее 5 % поданных голосов.6
Избирательный
кодекс, отсылая к Законам о свободе
собрании и о свободе печати 1881 года, а
также к Закону о публичных собраниях
1907 года, и сам содержит на этот счет ряд
правоположений. В частности, в течение
суток, предшествующих дню голосования,
запрещается распространять с помощью
любых аудиовизуальных средств любые
сообщения, носящие характер предвыборной
агитации (цель этого – дать возможность
избирателям собраться с собственными
мыслями, не подвергаясь воздействию со
стороны), а в день голосования нельзя
распространять никакие избирательные
документы. Государственным и муниципальным
служащим вообще запрещено распространять
избирательную документацию кандидатов
(чтобы не создавать видимости поддержки
определенных кандидатов властными структурами).
Муниципальные органы каждой коммуны
обязаны выделить специальные места для
размещения избирательных плакатов, причем
каждому кандидату и каждому списку кандидатов
должна предоставляться равная площадь.
Вне этих мест или на местах, предназначенных
для других кандидатов, расклейка избирательных
плакатов запрещена, даже если они оплачены
гербовым сбором. Соблюдение этих правил
призвана гарантировать и местная, и центральная
администрация. В период избирательной
кампании запрещается использование коммерческой
рекламы в целях агитации в печати или
с помощью аудиовизуальных средств. Ни
один результат всеобщих выборов, предварительный
или окончательный, не может быть официально
сообщен в печати или с помощью аудиовизуальных
средств до закрытия последнего избирательного
бюро (участковой избирательной комиссии)
на территории метрополии, а в заморских
департаментах – до закрытия последнего
избирательного бюро в каждом из них (при
частичных выборах – до закрытия последнего
избирательного бюро в соответствующем
территориальном избирательном округе).
Смысл этого запрещения также понятен:
чтобы волеизъявление избирателя было
свободным, он не должен знать, как проголосовало
большинство других избирателей.
2. Порядок проведения выборов Президента Французской
Республики
В Пятой республике применяются различные избирательные системы, устанавливающие порядок подсчета голосов и определение результатов голосования. Наиболее распространенной является мажоритарная система выборов в два тура. Она применяется на выборах Президента Республики. В соответствии с этой системой избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, получивший свыше 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, при условии явки на выборы не менее 25% избирателей получает, соответственно, президентский мандат, если речь идет о президентских выборах, либо мандат депутата Национального собрания, если речь идет о парламентских выборах.7
Организация проведения второго тура голосования несколько варьируется в зависимости от того, проводятся президентские или парламентские выборы. При выборах Президента Республики во втором туре баллотируются только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает пост Президента Республики. Практика показывает, что кандидат, собравший наибольшее число голосов в первом туре, необязательно одерживает победу во втором туре. Так было, например, на последних президентских выборах, проходивших в 1995 г.
Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. (Президент Франсуа Миттеран избирался, например, два срока подряд — с 1981 по 1995 г.). Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент. Института вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством. Новые выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии. За годы существования Пятой республики дважды имели место случаи досрочной вакансии поста Президента и, соответственно, проведение досрочных выборов в 1969 г., при отставке Президента де Голля, и в 1974 г. — в связи со смертью Жоржа Помпиду. Исполняющий обязанности Президента несколько ограничивается в своих правах, он, в частности, не может проводить референдум и не имеет права прибегать к досрочному роспуску Национального собрания.
Кандидата в Президенты Франции могут согласно Закону о выборах Президента Республики всеобщим голосованием 1962 года выдвинуть не менее 500 граждан – членов Парламента, региональных советов, генеральных советов, территориальных собраний заморских территорий или мэров. При этом среди подписавших заявление о выдвижении должны быть представители не менее 30 департаментов или заморских территорий, с тем что от одного департамента или одной заморской территории должно быть не более 1/10 общего числа подписей. Из таких кандидатов Конституционный совет не позднее 18 дней до первого тура выборов составляет список, который публикуется Правительством не позднее 15 дней до первого тура выборов. Список выдвинувших граждан публикуется Конституционным советом не позднее 8 дней до первого тура выборов.8
Французский Органический закон о финансовой гласности политической жизни 1988 года предусмотрел, что каждый кандидат в депутаты, сенаторы, Президенты обязан после выборов представить отчет с указанием общей суммы полученных поступлений и общей суммы расходов, произведенных им самим или за его счет в течение трех месяцев, предшествовавших голосованию. Закон установил предельную индексируемую сумму расходов кандидата на агитацию (помимо государственных расходов)9. Установлены также пределы удостоверенного должным образом дарения кандидату движимого имущества от физических и юридических лиц (кроме политических партий). Юридические лица публичного права (например, город, коммуна), казино, клубы и игорные дома не вправе делать кандидатам никаких дарений. Кандидат не может получать никакую материальную помощь от иностранного государства, иностранного физического или юридического лица. Законные дарения в форме безотзывных и безусловных чеков не облагаются налогом. Кандидатам в Президенты возмещается в заранее обусловленном размере 1/20 часть предельного размера расходов, а если кандидат в первом туре голосования получил более 5 % голосов, то возмещение достигает 1/4 части, но не может превышать его фактических расходов. Перерасход кандидатом установленного предела влечет аннулирование мандата, если этот кандидат был избран.10
Французский Избирательный кодекс предусмотрел учреждение в департаментах, имеющих в своем составе коммуны с населением более 10 тыс. жителей, комиссий, в задачу которых входит наблюдение за правильным формированием избирательных бюро, законностью избирательных операций, подсчетом бюллетеней и поданных голосов, обеспечением гарантий для избирателей, беспрепятственным осуществлением своих прав кандидатами. Комиссия возглавляется судьей, ее члены и привлекаемые из числа избирателей департамента помощники имеют право производить необходимые обследования и проверки, право доступа в избирательные бюро, право требовать внесения в протокол любых замечаний как до, так и после объявления результатов голосования. Мэры и председатели избирательных бюро обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и документы. После каждого тура выборов комиссия составляет доклад, прилагаемый к протоколу об избирательных операциях.
Возможность решения проблемы участия в выборах лиц, отсутствующих в день голосования в месте своего постоянного жительства, – голосование по доверенности. Французский Избирательный кодекс содержит перечни лиц, которые имеют право выдавать доверенность на голосование от их имени (граждане, находящиеся за границей; лица, отсутствующие в коммуне, в списки избирателей которой они внесены, по служебным делам или по здоровью; лица, имеющие по своему физическому состоянию препятствия для участия в голосовании; лица, работающие вне пределов департамента, где расположена соответствующая коммуна, и их супруги). Лицо, получившее доверенность, пользуется всеми избирательными правами доверителя и вносится в список избирателей соответствующей коммуны. Одно лицо может получить не более двух доверенностей. Доверенность может быть аннулирована и выдана заново. Доверитель может проголосовать лично, если прибудет в избирательное бюро ранее того, кому выдал доверенность. В случае смерти доверителя или лишения его гражданских прав доверенность аннулируется по праву.
3. Порядок проведения
выборов Национального
собрания Французской
Республики
Парламент — высшее представительное учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания, именуемого зачастую также нижней палатой, и Сената. Место и роль каждой из палат в системе государственных органов Франции определяется Конституцией, органическими законами, относящимися к каждой из палат, а равно их внутренними регламентами, которые вотируются каждой из палат раздельно.
Национальное собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого голосования. Применяется мажоритарная униноминальная система выборов в два тура. Кандидатом на выборах может быть любой француз, пользующийся в полном объеме избирательными правами и достигший двадцатитрехлетнего возраста. Одновременно с депутатом избирается его заместитель, который занимает место в палате в случае досрочной вакансии. Если использована и эта возможность и если до всеобщих выборов остается более шести месяцев, проводятся дополнительные выборы. Срок полномочий Национального собрания — пять лет. Состав его обновляется полностью.11
При выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, т. е. больше, чем любой другой кандидат, взятый в отдельности. Выборы депутатов проводятся по одномандатным округам. Соответственно, и сама система носит название мажоритарной униноминалъной системы.
Ежегодно проводится одна очередная сессия Национального собрания, общая продолжительность которой не должна превышать 120 дней. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву в случае использования чрезвычайных полномочий Президентом Республики, а также во второй четверг после досрочных выборов.
Во Франции избирательные округа устанавливаются министерством внутренних дел и утверждаются Парламентом. Во Франции избирательными участками являются коммуны – низовые единицы политико-административного деления территории страны.
Списки избирателей – обычно постоянные и подвергаются корректировке ежегодно и/или перед выборами. Например, во Франции списки избирателей ведутся в каждой коммуне и на каждом избирательном участке административной комиссией, которая включает мэра, представителя администрации, назначаемого префектом, и одного члена, назначаемого председателем суда большого процесса. Список избирателей публикуется, и каждому избирателю выдается избирательная карточка, которая предъявляется при голосовании и проштамповывается. В случае исключения избирателя из списка мэр обязан уведомить его об этом; такое решение административной комиссии может быть обжаловано в суд малого процесса, принимающий окончательное решение, на которое, однако, может быть принесена жалоба в Кассационный суд. Сброшюрованные списки избирателей хранятся в архиве коммуны, и любой избиратель может получать из этих списков сведения и копии, что имеет большое значение для контроля возможных злоупотреблений (голосование «мертвых душ» и т.п.).12
Во Франции лицо, желающее баллотироваться в депутаты Национального собрания просто подает в префектуру департамента заявление с указанием своей фамилии, имени, даты и места рождения, местожительства и профессии и тех же данных на своего заместителя и письменное согласие последнего выступить в данном качестве, а также вносит избирательный залог. Во Франции же нужно внести избирательный залог. Он хотя и не слишком обременителен, однако может серьезно ограничить избирательные аппетиты малых партий, да и отдельных кандидатов, не имеющих богатых спонсоров. Залог возвращается, если кандидат получил на выборах определенную долю голосов – 5 % во Франции, 4 % по первой преференции.
Мажоритарная система имеет в своей основе принцип большинства (франц. majorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная система проста и понятна, но в условиях, когда выборы государственных и нередко самоуправленческих органов опосредуются политическими партиями, часто несправедлива: большинство мандатов может получить партия, поддерживаемая меньшинством избирателей (ниже мы покажем, как это происходит). На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.13
Мажоритарно-
При мажоритарной системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но нередко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25 % + 1 от юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Например, если доля недействительных голосов составила 10 % от общего числа поданных голосов, то требуемое для избрания абсолютное большинство голосов может составить всего 20 % + 1 от числа зарегистрированных избирателей. Например, французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:
Информация о работе Порядок проведения выборов Сената Французской Республики