Порядок проведения аттестации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Процесс любой аттестации связан с определением (установлением) соответствия уровня какого-либо объекта предъявляемым требованиям. По своей сущности аттестация – это акт государственно-общественного контроля, выявляющий соответствие результата образования, уровня профессиональной компетентности педагогов, качества предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация педагогических работников понимается нами как условие качества образовательного процесса и достижения продуктивных результатов, как механизм роста профессионального мастерства и развития творческой инициативы педагогов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
I. Порядок проведения аттестации ………………………………………………4
II. Модель аттестации …………………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………………13
Список использованной литературы …………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

     Оглавление.

Введение  …………………………………………………………………………..3

I. Порядок проведения аттестации ………………………………………………4

II. Модель аттестации …………………………………………………………….9

Заключение  ………………………………………………………………………13

Список  использованной литературы …………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Одним из факторов стимулирования профессионального  роста педагогических работников является аттестация.

     Процесс любой аттестации связан с определением (установлением) соответствия уровня какого-либо объекта предъявляемым требованиям. По своей сущности аттестация – это акт государственно-общественного контроля, выявляющий соответствие результата образования, уровня профессиональной компетентности педагогов, качества предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация педагогических работников понимается нами как условие качества образовательного процесса и достижения продуктивных результатов, как механизм роста профессионального мастерства и развития творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

     В рамках аттестации педагогических работников, определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации сегодня лежат в основе дифференцированной оплаты труда. Поэтому сейчас, как никогда, необходимо сформировать иные педагогические взаимоотношения и ввести новую, более эффективную систему оценки успешности образовательной деятельности. 
 
 
 
 

I. Порядок проведения аттестации.

     Уровень профессиональной компетентности при  присвоении квалификационных категорий  педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, определяется при их аттестации в порядке, установленном «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений», утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный № 2322.

     Аттестации  подлежат следующие категории педагогических работников ДОУ:

- заведующие;

- старшие  воспитатели;

- воспитатели;

- музыкальные  руководители;

- инструкторы  по физической культуре.

     В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям к их квалификации, профессионализму и продуктивности.

     Экспертиза  результатов деятельности аттестуемого включает:

- наблюдение  педпроцесса, методической работы  с педагогическими  кадрами,  анализ документации и диагностических  материалов, продуктов детской деятельности,

- анкетирование, 

- беседы  с аттестуемым, администрацией, детьми и их родителями,

- знакомство  с материально-технической, учебно-методической  базой ДОУ,    

- изучение  обобщенного опыта работы, результатов  инновационной деятельности и  др.

     Экспертиза  профессиональной компетентности осуществляется через:

- собеседование;

- защиту  реферата, опыта работы, авторских  методических разработок (программ, тематических планов, серии конспектов  занятий и др.);

- самоанализ  результатов работы за три  года;

- творческий  отчет; 

- представление  результатов опытно-экспериментальной работы;

- участие  в муниципальных региональных  профессиональных смотрах, конкурсах,  форумах;

- активное  участие в методической работе (в ДОУ, районе) в качестве руководителя МО, творческой группы.

     Аттестация должна ориентироваться на достижение следующих целей:

- выявление  реального уровня компетентности педагогического работника;

- реализацию  личностно ориентированных моделей  оценки, расширение мотивационной  сферы деятельности;

- развитие  системы проектирования личностных  достижений педагогов;

- формирование  у аттестуемого внутренней готовности  к осознанному и самостоятельному  построению, корректировке и реализации  перспектив своего развития (профессионального,  личностного);

- самостоятельное  нахождение личностно значимых  смыслов в конкретной профессиональной деятельности.

     Если  говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности педагога, подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать достижения педагогов, то главной  задачей станет экспертная оценка, обеспечение стимулирования к осмыслению и решению профессиональных педагогических проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный педагог всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желания самого педагога зависит процесс его самореализации, самосовершенствования и самоактуализации.

     Вместе  с тем необходимо выделить ряд  проблем, существенно осложняющих  процедуру аттестации, среди них:

1. Недостаточный  учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психо-эмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда.

2. Непонимание  отдельными руководителями своей  роли в стимулировании роста  квалификации, развитии профессиональной  компетентности педагога и, как  следствие, выбор для себя в  ходе подготовки и проведения  аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

3. Отсутствие  согласованности в действиях  администрации  и самих педагогов  в обеспечении процесса профессионального  развития и личностного роста  аттестуемых. Недостаточно четко  формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога.

     Таким образом, в рамках проведения аттестации должен действовать принцип "сопровождения" педагога на протяжении всего образовательного маршрута. Это произойдет только в том случае, если для аттестуемого, личностное развитие станет более важным, чем нормативный результат, определяемый традиционными методами контроля. Поэтому, результаты аттестации должны быть личностно значимы для педагога. Педагог должен испытывать потребность в том, чтобы его оценивали в соответствии с принятыми критериями, и доверять этим критериям. Кроме этого он должен ориентироваться в существующих системах оценок и быть знаком с организационной стороной аттестации.

     Именно  поэтому в настоящее время необходимо пересмотреть психологические принципы организации аттестации. Аттестационная процедура большинством педагогов воспринимается как стресс. Чтобы его избежать, педагогу необходимо заранее начать подготовку к аттестации, включающую в себя несколько компонентов:

- интеллектуальный – понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз успешности аттестации;

- эмоциональный – уверенность в успехе, чувство ответственности;

- мотивационный – интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу;

- волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.

     В ходе аттестационного процесса постоянно  осуществляется самооценка педагога, которая носит многоаспектный характер, т. е. одновременно является:

- результативной  – педагог самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели;

- аналитической  – педагог анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей; может оценивать эффективность своей работы за определенный период;

- рефлексивной – предметом оценки являются собственные чувства и эмоции педагога, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом;

- прогностической  – педагог способен наметить перспективы своих достижений.

     В результате, при организации аттестации необходима связь с комфортностью  образовательной среды. Под комфортностью следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен испытывать каждый педагог, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.

     Таким образом, модель аттестации должна предполагать использование таких методов работы, которые позволят органично соединять исследования, обучения и практическое решение.

     Такую модель можно разделить на три этапа:

- подготовительный этап;

- «Партнерство»;

- этап проведения и анализа аттестации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Модель аттестации.

Первый  этап — подготовительный.

     Цель  подготовительного этапа:  формирование  у  аттестующегося представлений  о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

     Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

1. Четко  определенные цели участников  образовательного процесса по  отношению к аттестации:

- заведующий  учреждением способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;

- старший воспитатель  организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем; обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

2. Целенаправленное  налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления  доверительных отношений с педагогом.

3. Составление  плана методической учебы педагогов,  готовящихся к аттестации, с учетом  выявленных «проблемных зон».

4. Комплектование  банка нормативно-правовой базы  аттестации и банка методических  идей.

5. Оформление  документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.

     На  этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и  их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную  деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).

     Требования  по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.   

Второй  этап — «Партнерство»

     Цель  данного этапа: информирование педагогов  о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

     Работа  на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

Информация о работе Порядок проведения аттестации