Порядок проведения выборов Сената Французской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить выборы во Французской Республике.
Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть систему нормативно-правовых актов, регулирующих проведение выборов в органы власти Французской Республики;
2) определить порядок проведения выборов Президента Французской Республики;
3) проанализировать порядок проведения выборов Национального собрания Французской Республики;
4) рассмотреть порядок проведения выборов Сената Французской Республики.

Оглавление

Введение 3
1.Система нормативно-правовых актов, регулирующих проведение
выборов в органы власти Французской Республики 5
2. Порядок проведения выборов Президента Французской Республики 12
3. Порядок проведения выборов Национального собрания Французской
Республики 15
4. Порядок проведения выборов Сената Французской Республики 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Выборы во Франции.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

1.Система  нормативно-правовых актов, регулирующих  проведение 

выборов в органы власти  Французской Республики 5

2. Порядок  проведения выборов Президента  Французской Республики  12

3. Порядок  проведения выборов Национального  собрания Французской

Республики 15

4. Порядок  проведения выборов Сената Французской  Республики 23

Заключение 27

Список  использованной литературы 28 

 

      Введение 

     Одним из самых древних институтов человеческого  общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления.

     В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

      Актуальность  вопросов избирательного процесса в  зарубежных странах обусловлена постоянным поиском новых решений по реформированию избирательного законодательства в Российской Федерации, что предполагает использование опыта зарубежных стран.

     В науке конституционного права зарубежных стран теоретическую базу настоящей работы составили, прежде всего, выводы ученых-теоретиков:  М.В. Баглая, А.А. Мишина и др.

     Объектом  исследования послужили законодательство о выборах во Французской Республике.

     Предметом исследования, являются теоретические суждения о выборах во Французской Республике.

     Цель курсовой работы – изучить выборы во Французской Республике.

     Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

     1) раскрыть систему нормативно-правовых актов, регулирующих проведение выборов в органы власти  Французской Республики;

     2) определить порядок проведения выборов Президента Французской Республики;

     3) проанализировать порядок проведения выборов Национального собрания Французской Республики;

     4) рассмотреть порядок проведения  выборов Сената Французской Республики.

     Методология и методы исследования. Основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-научный, метод сравнительного правоведения.

     Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и дополняют те разделы права, которые посвящены изучению избирательного процесса во Франции. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для последующих научных исследований в рассматриваемой области.

     Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы 
 
 

 

      1.Система нормативно-правовых  актов, регулирующих  проведение

     выборов в органы власти  Французской Республики 

     Систему источников избирательного права Франции  составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов.

     Основные  принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 70-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.1

     Ценз  оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице). Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот ценз направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительства либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу гражданских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.2

     Рассмотренные цензы представляют собой ограничения  и активного, и пассивного избирательного права. К последнему, однако, относится  и такое специфическое ограничение, как несовместимость. Оно заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, французский Избирательный кодекс устанавливает целый ряд несовместимостей. В частности, кадровые военнослужащие и приравненные к ним лица не могут быть депутатами Национального собрания и советниками (членами представительных органов местного самоуправления), не допускается совмещение, как правило, более двух выборных мандатов, нельзя быть одновременно депутатом Национального собрания и сенатором, депутатом и заместителем депутата или сенатора, членом Экономического и социального совета, членом правительственного совета заморской территории, государственным служащим (кроме профессоров – руководителей кафедр или научных исследований, священнослужителей и представителей правительства в управлении культовыми учреждениями в трех департаментах); депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, обществах, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства и т.д.

     Установление  института несовместимости должностей, мандатов и функций преследует несколько целей: соблюсти принцип разделения властей – не допустить, чтобы парламент или иной представительный орган включал лиц, подчиненных правительству или экономически от него зависимых; гарантировать избирателям свободу на выборах, не позволяя кандидатам использовать свое служебное положение для оказания давления; обеспечить независимость парламентариев и других выборных лиц пор отношению к частным интересам.3

     Другое  ограничение пассивного избирательного права – неизбираемость. Речь при этом идет не об общем отсутствии пассивного избирательного права вследствие, например, недостижения возраста, отсутствия гражданства и т. п., а о случаях специальных. Например, тот же французский Избирательный кодекс предусматривает, что генеральные инспектора административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов, а супрефекты и генеральные секретари префектур не могут быть избраны в любом избирательном округе департамента, где выполняют свои функции или выполняли их в последний год до выборов.

     Равенство трактуется как равные права и  возможности всех граждан при  пользовании активным и пассивным  избирательным правом при условии, что гражданин удовлетворяет всем требованиям избирательного закона. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан. К их числу относятся: недееспособные, лица, отбывающие наказание по приговору суда, злостные банкроты и некоторые другие. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке.

     Закон устанавливает также различные  правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций. Это, например, префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих. Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-то должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путем реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.4

     Голосование всегда является тайным. Избирательные  операции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответственность по закону. Сколько-нибудь известных случаев нарушения тайного голосования в Пятой республике не отмечалось.

     Выборы  могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выборов. Она применяется при избрании Президента Республики, депутатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского парламента, а также при выборах в местные представительные учреждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента — Сената. Первоначально путем косвенных выборов избирался также Президент Французской Республики, но в результате конституционной реформы 1962 г. косвенные выборы были заменены прямым голосованием избирателей.

     Выдвижение  кандидатов на любые выборные должности  является свободным, однако в избирательный бюллетень могут быть внесены только зарегистрированные кандидаты. Основным условием регистрации является подача заявления, поддерживаемого определенным числом выборных представителей. Так, при выдвижении кандидатуры на пост Президента Французской Республики

     Конституционный совет регистрирует кандидата, только если его заявление поддержано пятью тысячами выборных должностных лиц, которые представляют не менее тридцати департаментов страны. Регистрация должна иметь место в рамках официальной избирательной кампании. Ее сроки и продолжительность регулируются законом.5

     Во  Франции по сей день сохраняется  практика внесения кандидатами избирательного залога, который возвращается при условии получения определенного числа голосов на выборах. Сумма эта, правда, весьма незначительна и особых препятствий для выдвижения и регистрации кандидатов не создает. Государство оказывает определенную финансовую поддержку кандидатам, баллотирующимся на выборах, и контролирует расходование соответствующих средств. Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвующих в проведении избирательных кампаний.

     На  законодательном уровне регулируется и порядок проведения избирательной кампании, а особенно использование в ходе выборов средств массовой информации. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов.

     Судьей  по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб. Практика Пятой республики знает немало примеров кассирования результатов выборов депутатов Национального собрания в отдельных округах. Случаи кассирования президентских выборов Пятой республике неизвестны.

Информация о работе Порядок проведения выборов Сената Французской Республики