Понятие, структура, виды, формы, дефекты, деформации правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение правосознания в теории государства и права.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия и сущности правосознания;
- изучение взаимодействия права и правосознания;
- исследование явления правовой деформации.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, структура, виды и функции правосознания 4
2. Взаимодействие права и правосознания 12
3. Дефекты и деформация правосознания 17
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсовая правосознание.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Под правовой культурой  в литературе предлагается понимать «систему овеществлённых и идеальных  культурных элементов, относящихся  к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении  людей».7

Правовая культура – разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действие в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого  индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

• психологического;

• идеологического;

• поведенческого.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных  и субъективных факторов человек  меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные.

Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса разнообразных (и разнонаправленных по своей значимости) факторов, причём как объективного, так и субъективного характера. Первая группа таких факторов характеризует процесс воспитания правом, когда право, его нормы и институты, правовые учреждения «стихийно» формируют образ права; вторая группа предполагает целенаправленную систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспитание и обучение.8

 

 

 

2. Взаимодействие  права и правосознания

Право (в узком  смысле) представляет социальное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм. Правосознание есть отношение к нему, суждение и оценка того, каким оно видится субъекту, рассуждающему о нем. Однако это только одна сторона. Надо учитывать и то, что право есть продукт правосознания, его высшего уровня - правовой идеологии. Поэтому право и правосознание связаны между собой двояким образом - с одной стороны, правосознание есть оценка права и правовых явлений, с другой - право, есть элемент (часть) правосознания.9

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение  к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права).

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой  правосознанием. Влияние правосознания  на организацию общественной жизни  достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его  в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно  «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания.

Правосознание находится в одном  ряду, в прямом взаимодействии с  философским и другими и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Вместе с тем, между правом и  правосознанием существуют качественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).10

Если право по основным особенностям своей субстанции представляет собой  институционное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм, то правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции - представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.).11 К тому же даже с интеллектуальной сторон своего содержания право - качественно своеобразное явление: оно состоит из системных нормативных обобщений.

Отсюда особенности в уровне и характере структурированности  права и правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна  структурированность ничуть; не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т. д.).

Своеобразными чертами отличаются механизмы действия права и правосознания. Если механизм правового регулирования воплощен в сложном, институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания замыкается «чисто» духовной сферой. Правосознание «работает» через общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового и законного, чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей.12

Различны и функции рассматриваемых  явлений. Функции права связаны  с его нормативностью, с осуществляемым им нормативно-организационным воздействием.

Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности: оно имеет информационное и ценностно-ориентационное значение в общественной жизни. Но нормативность правосознания иная, нежели нормативность собственно права.

Существенны и различия в социальной роли права и правосознания, причем различия особые, в зависимости  от классовой природы последнего.

В эксплуататорских формациях  правосознание угнетенных классов выступает в основном в качестве противоборствующей силы по отношению к действующей правовой системе и лишь в перспективе имеет значение такой социальной формы, в которой происходит накопление интеллектуальных элементов для формирования в будущем, после победы данных классов в политической революции, новой правовой системы.

Иная роль - у правосознания  господствующего класса. Оно в  качестве правовой идеологии входит в правовую систему. Его «миссия» заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную духовную, социально-психологическую среду для функционирования права, взаимодействовать с ним, выступать в качестве его спутника. В то же время есть и более фундаментальная задача, выполняемая господствующим правосознанием в правовой системе, -- задача, которая связана с тем, что оно непосредственно контактирует и частично перекрещивается с господствующей идеологией, политическим, нравственным, философским сознанием. Это своего рода канал «идеологического оснащения» правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые воплощаются во всем содержании права, правотворчестве, правоприменительной деятельности.

Весьма специфическими чертами отличается правосознание  в социалистическом обществе. Социалистическое правосознание, начавшее складываться еще до пролетарской революции, в условиях развитого социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особенности и преимущества социалистического права, правосознание нашего общества воплощает принципы коммунистической нравственности, марксистско-ленинское мировоззрение рабочего класса и всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая роль в жизни общества, в правовой системе.

Одним из аспектов (сторон) правосознания является общественное мнение о праве. Оно выражает сложившиеся  в данной среде представления  о законности, справедливости, эффективности  действующих юридических норм. И  хотя правосознание не равнозначно общественному мнению, последнее выступает в качестве одного из важнейших показателей содержания и характера существующих правовых представлений.

Хотя правосознание  по главным чертам своей субстанции носит интеллектуальный характер, оно  включает и некоторые волевые элементы, тесно связанные, кстати, с его социально-психологической стороной.13

Рассмотрим влияние  правосознания на право.

Прежде всего, это влияние  проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его  завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Как правильно замечает В.Н. Хропанюк, правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.14 В этой связи определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени  правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного  сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в пряной зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности. Чем выше правосознание и культурный уровень людей, тем крепче в обществе законность и правопорядок, тем выше уважение к праву.15

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными  органами конкретных юридических дел  в процессе применения правовых норм. Естественно, юридические дела рассматриваются на основе соответствующих норм права, однако качество разрешения определенной правовой ситуации зависит в значительной мере от уровня правосознания судей, следственных, прокурорских работников, других должностных лиц, которые осуществляют правоприменение. Высокий уровень правосознания этих лиц гарантирует, что решение будет принято на основе требований закона и с учетом всех обстоятельств конкретного юридического дела.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости.

Таким образом, правосознание  играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

3. Дефекты  и деформация правосознания

Деформация  правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и  буквы закона, целесообразности и  законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства.16

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, то есть отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».

Информация о работе Понятие, структура, виды, формы, дефекты, деформации правосознания