Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение правосознания в теории государства и права.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия и сущности правосознания;
- изучение взаимодействия права и правосознания;
- исследование явления правовой деформации.
Введение 3
1. Понятие, структура, виды и функции правосознания 4
2. Взаимодействие права и правосознания 12
3. Дефекты и деформация правосознания 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Титульный лист
Содержание
Введение
1. Понятие, структура,
виды и функции правосознания
2. Взаимодействие права и правосознания
3. Дефекты и деформация
правосознания
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.
Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Основой курсовой работы послужили труды Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., а так же другие учебные пособия и статьи.
Цель курсовой работы – изучение правосознания в теории государства и права.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия и сущности правосознания;
- изучение взаимодействия права и правосознания;
- исследование явления правовой деформации.
Содержание работы состоит из введения, трех параграфов и заключения.
1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
Сознание выступает единством всех психологических процессов, состояний и свойств человека как личности. Это высший уровень психического отражения человеком объективной действительности. Это единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает (ощущения, память, мышление, мечта, настроение, принципиальность и так далее).
Носителем сознания может быть только личность, то есть человек в единстве всех своих социально-психологтельность.
Структурными элементами сознания являются: постоянство сознания, познание (приобретение в ходе общественно-практической деятельности знаний об окружающем мире – от ощущений к творческому мышлению), знания (целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком с помощью мышления и памяти), усвоение (понимание, запоминание и возможность использования определённых сведений), переживания (реакция на конкретные обстоятельства, факторы, отражение реального мира). Высшим уровнем сознания выступает самосознание.
Правосознание – это производная от общего понятия сознания. В самом термине «правосознание» объединены два слова – «сознание» и «право». Следовательно правосознание – это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и многое другое.1
Правосознание – это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.
Правосознанию присущи следующие черты:
• это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;
• выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);
• охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;
• даёт представление о прошлом, настоящем и будущем права.
Правосознание – сложное по своему содержанию явление. В нём выделяются:
1) когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием «правовая идеология»,
2) психологические
образования, охватываемые
Соответственно
структура правосознания
Правосознание выполняет следующие функции:
• Познавательная (гносеологическая) функция выражается в получении и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.
• Оценочная функция. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.3
• Функция правового моделирования (прогностическая). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обуславливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой. Для высокого качества деятельности законодателя большое значение имеют изучение и учёт общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создаётся качественно обновлённая правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки и правотворческой деятельности, её ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.
• Регулятивная функция – это
регламентационно-
• Идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, то есть её психологической предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей – справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни – как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, материального и духовного прогресса человечества.
С учётом этого принято выделять индивидуальное, групповое и массовое (общенациональное) правосознание. Каждое из них имеет своё специфическое содержание, по-разному оказывает влияние на организацию поведения в правовой сфере её носителя, на законотворчество, эффективность деятельности правоохранительных структур.4
Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных обстоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и т.п. Будучи зависимым от группового, индивидуальное правосознание вместе с тем сохраняет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профессионального окружения и другими обстоятельствами. А.Б. Венгеров верно заметил, что индивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, то есть от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания права (правового нигилизма), до надежды на новые перемены.5 В любом случае индивидуальное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности, фактором её включенности в политическую жизнь общества, эффективным условием пользования своими правами и свободами.
Так же разнообразно и сложно структурировано групповое правосознание. Его отличиями являются: принадлежность его носителей к определённому классу, социальному слою, или страте, выполняемая социальная роль или занимаемая социальная «ниша», занимаемая правовая позиция, отношение к закону, праву, правовым учреждениям и т.д.
Массовое (или общенациональное) правосознание производно от индивидуального и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового, оно менее ситуативное, имеет свои особенные формы выражения, например, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характера и уровня массового правосознания имеет большое значение для законотворческой работы, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирования правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию массового правосознания.
В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание – массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное
правосознание – взгляды, традиции,
убеждения, складывающиеся у работников,
непосредственно занимающихся юридической
деятельностью и имеющих
Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.
Научное познание – теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентрированном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.
Для многонациональной,
многоконфессиональной страны, государственность
которой к тому же имеет федеративную
структуру, проблема формирования толерантного
правосознания как у населения,
так и должностных лиц
Толерантность, как свойство правосознания, предполагает терпимость к образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий, к их поведению в правовой сфере, правовым чувствам, а равно правовым идеям, позициям, мнениям, к верованиям, способам действия и чувствам, отличным от собственных. Это одновременно признание правовых идеалов и ценностей других людей, их верований, конкретное отношение к способам удовлетворения ими своих потребностей и в этой связи уважительное отношение к нормам и традициям, закрепляющим инварианты правового образа людей. Философия толерантности признаёт принцип равенства между людьми вне зависимости от социального, религиозного, национального происхождения.
Толерантность проявляется в разных сферах правовой жизни общества. В частности, религиозная толерантность допускает свободу совести, напротив, нетерпимость влечёт инквизицию, подавление религиозных меньшинств, факты неправового отношения и поведения к представителям тех или иных религиозных конфессий.
Толерантность
– сложное личностное образование,
оно обусловлено характером социально-правовой
среды, в условиях которой протекает
правовая социализация личности, на неё
оказывают влияние
Если правосознание
характеризует отношение к
Информация о работе Понятие, структура, виды, формы, дефекты, деформации правосознания