Понятие и содержание государственного суверенитета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

цель нашего исследования - дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом - суверенитет государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….….
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………....
1.2 Суверенитет народа …………………………………………….....
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации ….....................
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве …………..
2.2 Россия - субъект государственного суверенитета ……….……...
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….………..
Заключение …………………………………………………………..…...
Список использованных источников ……………………………….…..

Файлы: 1 файл

Курсовая конституционное право.docx

— 60.23 Кб (Скачать)

Российский государственный  социальный университет.

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

 

Содержание:

 

 

.Введение ………………………………………………………….….

 

1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………....

 

1.2 Суверенитет народа …………………………………………….....

 

1.3 Государственный суверенитет  России ….………………….……

 

2. Проблемы суверенитета  Российской Федерации ….....................

 

2.1 Проблема суверенитета  в федеративном государстве …………..

 

2.2 Россия - субъект государственного суверенитета ……….……...

 

2.3 Основные направления,  способы осуществления государственного  суверенитета Российской Федерации.  Формы защиты государственного  суверенитета ……………………………………………………….………..

 

Заключение …………………………………………………………..…...

 

Список использованных источников ……………………………….…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних  веков. Оно потребовалось для  того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной  жизни! - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в  этой сфере исключительное, монопольное  значение. Суверенитет - один из показателей  совершенства государства, того, что  оно становится развитым. На современной  стадии цивилизации суверенитет  есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет - «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и  вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела».

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует  в себе все наиболее существенные черты государственной организации  общества». Государственный суверенитет  может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в  котором нации и народности реализовали  свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство  во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Под воздействием научно-технической  революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства  появилось новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства  в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской  культуре, строительству правового  государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и  подозрительность.

В то же время проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить  ситуация с провозглашением независимости  сербской провинции Косово, чрезвычайно  напряженной обстановкой в зоне Грузино - Абхазского конфликта. Интересна реакция мирового сообщества на два, довольно схожих меж собой противостояния. В одном случае признается право народа на самоопределение и независимость и ни кому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость народа не возможна как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.

 

Поэтому цель нашего исследования - дать ответ на вопрос «Что такое  суверенитет государства в современных  условиях?».

Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения  государства, предметом - суверенитет  государства.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

- дать определение понятию  суверенитет;

- проанализировать тенденции  развития государственного суверенитета;

- изучить основы государственного  суверенитета Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение научной литературы;

- анализ и обобщение  отечественной и зарубежной практики;

- анализ нормативно - правовых  документов регулирующих вопросы  суверенитета России.

 

Практическая значимость работы продиктована тем, что Россия является многонациональным государством. И хотя пик «парада суверенитетов» отдельных регионов нашей страны уже миновал, некоторые разногласия  по вопросам суверенитета республик  Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации остались. Да и ситуация у наших ближайших  соседей не может не вызывать озабоченностей. Речь идет о взаимоотношениях Украины  и Крыма, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии, Южной Осетии.

 

 1. Суверенитет государства и народа

 

1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства

Суверенитет (от английского  sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. с. 215.

Верховенство государственной  власти выражается в том, что она  определяет весь строй правовых отношений  в государстве, устанавливает общий  правопорядок, правоспособность, права  и обязанности государственных  органов, общественных объединений, должностных  лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной  власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в  ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.

Верховенство государственной  власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной  власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии  единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические  признаки единства государственной  власти заключается в том, что  совокупная компетенция системы  органов, составляющих высшую государственную  власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления  функций государства, а различные  органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и  тем же субъектам при одних  и тех же обстоятельствах взаимоисключающие  правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции  РФ в Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные  органы субъектов Федерации.

 Единство системы государственной  власти - одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации.  Одновременно это единство выступает  как одно из самых важнейших  проявлений суверенитета Российской  Федерации. 

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной  власти означает самостоятельность  государства в отношениях с другими  государствами.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения  государственной власти обязательны  для всего населения, организаций  и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность  отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

Статья 11 КРФ.

1. Государственную власть  в Российской Федерации осуществляют  Президент Российской Федерации,  Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской  Федерации.

2. Государственную власть  в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими  органы государственной власти.

3. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется  настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

в наличии специальных  средств воздействия, которыми не располагает  никакая другая общественная организация.

 Однако вышеперечисленные  юридические свойства суверенитета  не имеют абсолютного характера.  Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться” Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) - М.: НОРМА. с. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных  образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права  и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных  отношениях государство берет на себя обязательства считаться с  общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Статья 18 КРФ

 Права и свободы  человека и гражданина являются  непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием.

 Суверенитет государства,  т.е. государственный суверенитет,  производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации признает  ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ  “Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих руководителей. Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.  Граждане Российской Федерации  имеют равноправный доступ к  государственной службе. Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия”. 

 А значит народный  и государственный суверенитет  “настолько взаимосвязаны, что  не возможна полная реализация  народом суверенитета без наличия  государства, (еще Гегель писал  о том, что народы, не образовавшие  государства, не принадлежат истории)  и наоборот, процветание развитого  демократического государства, не  признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни”.

 Как отмечает И.А.  Умнова, сочетание народного и  государственного суверенитетов  - это “свойство и способность  государства самостоятельно определять  свою внутреннюю и внешнюю  политику при условии соблюдения  прав человека и гражданина, защиту  прав национальных меньшинств  и соблюдения норм международного  права”.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном  государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Статья 5 КРФ

1. Российская Федерация  состоит из республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов  Российской Федерации.

2. Республика (государство)  имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального  значения, автономная область, автономный  округ имеет свой устав и  законодательство.

3. Федеративное устройство  Российской Федерации основано  на ее государственной целостности,  единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, равноправии  и самоопределении народов в  Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской  Федерации между собой равноправны.

 

 Однако следует отметить  что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного  объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Информация о работе Понятие и содержание государственного суверенитета Российской Федерации