2. Законопроекты вносятся
в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении
или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых
обязательств государства, другие
законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть
внесены только при наличии
заключения Правительства Российской
Федерации.
Статья 107
1. Принятый федеральный
закон в течение пяти дней
направляется Президенту Российской
Федерации для подписания и
обнародования.
2. Президент Российской
Федерации в течение четырнадцати
дней подписывает федеральный
закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской
Федерации в течение четырнадцати
дней с момента поступления
федерального закона отклонит
его, то Государственная Дума
и Совет Федерации в установленном
Конституцией Российской Федерации
порядке вновь рассматривают
данный закон. Если при повторном
рассмотрении федеральный закон
будет одобрен в ранее принятой
редакции большинством не менее
двух третей голосов от общего
числа членов Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы, он подлежит подписанию
Президентом Российской Федерации
в течение семи дней и обнародованию.
Статья 111
1. Председатель Правительства
Российской Федерации назначается
Президентом Российской Федерации
с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре
Председателя Правительства Российской
Федерации вносится не позднее
двухнедельного срока после вступления
в должность вновь избранного
Президента Российской Федерации
или после отставки Правительства
Российской Федерации либо в
течение недели со дня отклонения
кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума
рассматривает представленную Президентом
Российской Федерации кандидатуру
Председателя Правительства Российской
Федерации в течение недели
со дня внесения предложения
о кандидатуре.
4. После трехкратного
отклонения представленных кандидатур
Председателя Правительства Российской
Федерации Государственной Думой
Президент Российской Федерации
назначает Председателя Правительства
Российской Федерации, распускает
Государственную Думу и назначает
новые выборы.
Статья 117
1. Правительство Российской
Федерации может подать в отставку,
которая принимается или отклоняется
Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской
Федерации может принять решение
об отставке Правительства Российской
Федерации.
3. Государственная Дума
может выразить недоверие Правительству
Российской Федерации. Постановление
о недоверии Правительству Российской
Федерации принимается большинством
голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. После выражения
Государственной Думой недоверия
Правительству Российской Федерации
Президент Российской Федерации
вправе объявить об отставке
Правительства Российской Федерации
либо не согласиться с решением
Государственной Думы. В случае
если Государственная Дума в
течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству
Российской Федерации, Президент
Российской Федерации объявляет
об отставке Правительства либо
распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства
Российской Федерации может поставить
перед Государственной Думой
вопрос о доверии Правительству
Российской Федерации. Если Государственная
Дума в доверии отказывает, Президент
в течение семи дней принимает
решение об отставке Правительства
Российской Федерации или о
роспуске Государственной Думы
и назначении новых выборов.
5. В случае отставки
или сложения полномочий Правительство
Российской Федерации по поручению
Президента Российской Федерации
продолжает действовать до сформирования
нового Правительства Российской
Федерации.
Судебная власть в Российской
Федерации представлена системой общих
судов, возглавляемых Верховным
Судом РФ, системой экономических
судов во главе с Высшим арбитражным
судом РФ, Конституционным судом
РФ и иными федеральными судами (например,
военными). Система федеральных судов,
с одной стороны, зависит от Президента
РФ и законодательной власти, ибо эти органы
формируются по согласованному решению
главы государства и одной из палат парламента
(ст. 83), с другой стороны, Конституционный
суд обладает правом отменить неправомерные
акты Президента и парламента, а Верховный
и Конституционный суды РФ принимают участие
в процессе отрешения Президента от должности
(ст. ст. 125, 93).
Статья 93 КРФ
1. Президент Российской Федерации
может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда Российской Федерации о наличии в
действиях Президента Российской Федерации
признаков преступления и заключением
Конституционного Суда Российской Федерации
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной
Думы о выдвижении обвинения
и решение Совета Федерации
об отрешении Президента от
должности должны быть приняты
двумя третями голосов от общего
числа в каждой из палат
по инициативе не менее одной
трети депутатов Государственной
Думы и при наличии заключения
специальной комиссии, образованной
Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации
об отрешении Президента Российской
Федерации от должности должно
быть принято не позднее чем
в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой
обвинения против Президента. Если
в этот срок решение Совета
Федерации не будет принято,
обвинение против Президента
считается отклоненным.
Статья 125
1. Конституционный Суд
Российской Федерации состоит
из 19 судей.
2. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной
Думы, Правительства Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, органов
законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской
Федерации:
а) федеральных законов,
нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти
Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной
власти Российской Федерации
и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
в) договоров между
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров
между органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации;
г) не вступивших
в силу международных договоров
Российской Федерации.
3. Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает
споры о компетенции:
а) между федеральными
органами государственной власти;
б) между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации;
в) между высшими
государственными органами субъектов
Российской Федерации.
4. Конституционный Суд
Российской Федерации по жалобам
на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и
по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в
конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом.
5. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной
власти субъектов Российской
Федерации дает толкование Конституции
Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; не соответствующие
Конституции Российской Федерации
международные договоры Российской
Федерации не подлежат введению
в действие и применению.
7. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросу
Совета Федерации дает заключение
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
Российской Федерации в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления.
Принцип разделения властей,
закрепленный в ст. 10 Конституции
РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5,
7, 8 при определении статуса Президента,
Федерального Собрания, судебной власти
и других систем государственных
органов местного самоуправления. При
этом разделение полномочий между различными
системами органов предполагает
не только их определенную самостоятельность
и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие
(например, процедура назначения главы
правительства, отрешение Президента
от должности, решение проблем федерального
бюджета, введение чрезвычайных режимов
и др.).
Итак, ст. 4 Конституции РФ
является одной из отправных статей,
входящих в главу 1 “Основы конституционного
строя”. Суть части первой статьи 4
состоит в провозглашении суверенитета.
Этот суверенитет предполагает верховенство
и единство власти Федерации, и обязательность
актов ее органов для всех граждан
и вообще всех физических лиц на
территории Российской Федерации. А
принцип разделения властей, закрепленный
в общей форме в статье 10 Конституции
РФ, реализуется и конкретизируется
в нормах Конституции, определяющих
статус и компетенцию Федерального Собрания,
Президента, Правительства и судов Российской
Федерации.
Статья 10 КРФ
Государственная власть в
Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Проблемы суверенитета
в Российской Федерации
2.1 Проблема суверенитета
в федеративном государстве
Проблема суверенитета
в федеративном государстве состоит
как в его признании (непризнании)
за определенными субъектами, так
и в сочетании различных подходов
к нему.
Согласно конституциям республик
в составе Российской Федерации, а также
названию и преамбуле Федеративного договора
- Договор о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации
и органами власти суверенных республик
в составе Российской Федерации от 31 марта
1992 года (с протоколом к нему) - эти республики
являются суверенными государствами.
Не существует фрагментарного,
сокращенного, ограниченного, относительного,
раздельного суверенитета. Надо признать
справедливым высказывание К. Маркса о
том, что “две суверенные власти не
могут одновременно, бок о бок, функционировать
в одном государстве; это - нелепость вроде
квадратуры круга”. Объективно невозможно
действие двух верховных и при этом независимых
властей в пределах одной и той же территории.
В федеративном государстве носителем
суверенитета является сама Федерация.
Кстати говоря, проблема
суверенитета в федеративном
государстве в истории человечества
возникала неоднократно. Так, еще при
создании американской федерации возник
вопрос о том, могут ли составляющие ее
штаты оставаться государствами, если
над ними стоит внешняя союзная власть,
либо они низводятся тем самым до положения
обычных подчиненных провинций унитарного
государства, а само союзное государство
в этом случае неизбежно превращается
в унитарное государство, складывающиеся
из подчиненных провинций.
Составители американской
конституции думали вначале решить
эту проблему с помощью учения
о делимости суверенитета. По
их мнению, суверенную власть
осуществляют в равной мере
и штаты, и федерация в целом.
Правда, в таком случае в пределах
одной и той же федеральной
территории оказывалось несколько верховных
суверенных властей. Но в этом не видели
ничего невероятного, поскольку если власти
не были разграничены территориально,
то разграничивались по предметам ведения.
В результате и федеральная власть, и власти
штатов действовали на одной и той же территории,
но каждая делала свои дела и в сфере своего
ведения была одинаково суверенна.
Оценивая эту теорию,
выдающийся русский государствовед
Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости
суверенитета основывается на предположении,
что действие суверенных властей допускает
двоякое разграничение: территориальное
и по предметам ведения. Предполагается
безразличным, как именно будут разграничены
суверенные власти. Невозможно только
совмещение их. А раз данные власти будут
разграничены по территориям, или по предметам
ведения - все равно, каждая из них может
быть вполне суверенна в своей сфере. Но
при этом выпускают из внимания, что территориальная
граница внешняя, материальная, вполне
наглядная; а разграничение по предметам
ведения есть граница идеальная, граница
более или менее отвлеченных понятий.
Невозможно перечислить все отдельные
конкретные случаи, относящиеся к ведению
той или другой власти. Можно определить
только вопросы, относящиеся к их компетенции.
А при применении этих общих определений
к частным случаям не только возможны,
но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь
один должен получить право решать их
бесповоротно. Та власть, которая получит
это право, неизбежно подчинит себе другую
власть. Если это будет власть союзная,
то она и только она одна окажется верховною,
так как она получит право отдельным государствам
предписывать границы и их власти. Если
же, напротив, решателями таких споров
сделать отдельные государства, тогда
они подчинят себе союзную власть, которая
потеряет свое верховенство, и вместо
союзного государства получится просто
союз государств. Таким образом, отстоять
понятие союзного государства можно лишь
при одном условии, допустив, что суверенитет,
верховенство власти не составляют необходимую
принадлежность государства. Тогда суверенной
будет признана одна союзная власть, а
входящие в состав союзного государства
отдельные государства должны быть признаны
не суверенными государствами” Рассказов
Л.П. Теория государства и права: Учебник
для вузов - («Высшее образование»)- М.:
РИОР. с. 230.