Понятие и содержание государственного суверенитета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

цель нашего исследования - дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом - суверенитет государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….….
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………....
1.2 Суверенитет народа …………………………………………….....
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации ….....................
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве …………..
2.2 Россия - субъект государственного суверенитета ……….……...
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….………..
Заключение …………………………………………………………..…...
Список использованных источников ……………………………….…..

Файлы: 1 файл

Курсовая конституционное право.docx

— 60.23 Кб (Скачать)

 Так, в целях сохранения  государственного единства России, как многонационального государства,  недопустимости нарушения прав  человека, интересов каждой нации,  народы России свое право на  самоопределение, могут реализовывать  либо только в рамках Российской  Федерации либо в любой другой  форме, но только с согласия  Российской Федерации. Со своей  стороны Россия как суверенное  государство гарантирует гражданам  России, относящих себя к определенным  этническим обществам равные  права, самостоятельное решение  ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

 Итак, государственный  суверенитет - это присущее государству  верховенство на своей территории  и независимость в международных  отношениях.

Статья 19 КРФ

1. Все равны перед законом  и судом. 

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина  имеют равные права и свободы  и равные возможности для их  реализации.

Статья 68

1. Государственным языком  Российской Федерации на всей  ее территории является русский  язык.

2. Республики вправе устанавливать  свои государственные языки. В  органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик  они употребляются наряду с  государственным языком Российской  Федерации. 

 З. Российская Федерация  гарантирует всем ее народам  право на сохранение родного  языка, создание условий для  его изучения и развития.

 Статья 69

 Российская Федерация  гарантирует права коренных малочисленных  народов в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права и международными договорами  Российской Федерации.

 

 Государственный суверенитет  включает такие основополагающие  принципы, как единство и неделимость  территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во  внутренние дела. Если какое бы  то ни было иностранное государство  или внешняя сила нарушает  границы данного государства  или заставляет его принять  то или иное решение, не отвечающее  национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

 Выступая признаком  государства, суверенитет характеризует  его как особого субъекта политических  отношений, как главного компонента  политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который  позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

 

1.2 Суверенитет  народа

 

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип  суверенитета народа (ст. 3). Его смысл  состоит в том, народ (постоянно  проживающее население страны, имеющее  избирательные права) выступают  важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его  решений.

Статья 3 КРФ

 

1. Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации является  ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет  свою власть непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным  выражением власти народа являются  референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации.  Захват власти или присвоение  властных полномочий преследуется  по федеральному закону.

 

Само понятие “суверенитет”  дословно “ верховная власть”  означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято  охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция  РФ признает “человека, его права  и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали  говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных  особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит  суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ  определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и  важнейшие органы государственной  власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет  непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может  быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными  органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской  Федерации;

2) Парламент РФ - Федеральное  Собрание РФ;

3) законодательные органы  субъектов РФ;

4) руководители исполнительной  власти субъектов РФ;

5) народные заседатели  и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы  местного самоуправления.

 

Важнейшей формой осуществления  суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение  Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный  орган - Конституционное Собрание, способный  решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет  народа - право народа решать важнейшие  вопросы установления принципов  власти и государства. Во всех кризисных  ситуациях власть должна обращаться к народу.

 

1.3 Государственный  суверенитет России

 

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового  механизма. К ним в первую очередь  следует отнести государственный  суверенитет и разделение властей.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции  РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении  ее на всю территорию Россию. Этот принцип  означает обязательность актов федеральных  органов власти для всех субъектов  права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов  федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации  является верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция  обязательна для исполнения всеми  субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической  силой по отношению к федеральным  законам, законам субъектов федерации  и любым подзаконным актам  органов государственной власти, а также нормативным актам  органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего  построения демократической государственной  власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан  только в 1990 г. в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей  состоит в относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола  и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм  и эффективность в выполнении различных и весьма специфических  функций власти; 3) наиболее широко представить  во власти интересы различных слоев  и групп населения.

 

В системе разделения властей  одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг. с. 9..

Обратим внимание на два  обстоятельства. Во-первых, система  властей в государствах, конституции  которых провозглашают такое  разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

В Российской Федерации государственная  власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой  закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции  РФ, а также властью субъектов  федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих  согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей  компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и  судебной.

Статья 72 КРФ

1. В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся: 

 а) обеспечение соответствия  конституций и законов республик,  уставов, законов и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов Конституции Российской  Федерации и федеральным законам; 

 б) защита прав и  свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим  пограничных зон; 

 в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами; 

 г) разграничение государственной  собственности; 

 д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

 е) общие вопросы  воспитания, образования, науки,  культуры, физической культуры и  спорта;

 ж) координация вопросов  здравоохранения; защита семьи,  материнства, отцовства и детства;  социальная защита, включая социальное  обеспечение; 

 з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

 и) установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации; 

 к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

 л) кадры судебных  и правоохранительных органов;  адвокатура, нотариат;

 м) защита исконной  среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических  общностей; 

 н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

 о) координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации,  выполнение международных договоров  Российской Федерации. 

2. Положения настоящей  статьи в равной мере распространяются  на республики, края, области, города  федерального значения, автономную  область, автономные округа.

 

 Статья 7З 

 Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий  Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

 

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную  палату парламента - Государственную  Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права  в указанных в законе случаях  распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

Статья 104 КРФ

1. Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту  Российской Федерации, Совету  Федерации, членам Совета Федерации,  депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации,  законодательным (представительным) органам субъектов Российской  Федерации. Право законодательной  инициативы принадлежит также  Конституционному Суду Российской  Федерации, Верховному Суду Российской  Федерации и Высшему Арбитражному  Суду Российской Федерации по  вопросам их ведения. 

Информация о работе Понятие и содержание государственного суверенитета Российской Федерации