Государственный суверенитет: понятие и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Поэтому цель исследования - выяснить что такое суверенитет государства в современном мире?
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
-дать определение понятию суверенитет;
-проанализировать проблемы развития государственного суверенитета;
-изучить основные направления защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1.Понятие государственного суверенитета
Верховенство государственной власти
Единство государственной власти
1.3 Независимость государственной власти
Глава 2. Многонациональный народ - носитель суверенитета
Глава 3. Россия - суверенное государство
Россия - субъект государственного суверенитета
Проблемы суверенитета в федеративном государстве
3.3 Основные направления и формы защиты государственного суверенитета
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

91601.rtf

— 346.14 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственный суверенитет: понятие и основные черты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж - 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1.Понятие государственного суверенитета

Верховенство государственной власти

Единство государственной власти

1.3 Независимость государственной власти

Глава 2. Многонациональный народ - носитель суверенитета

Глава 3. Россия - суверенное государство

Россия - субъект государственного суверенитета

Проблемы суверенитета в федеративном государстве

3.3 Основные направления и формы защиты государственного суверенитета

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет - «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела».

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

В то же время проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово, напряженная обстановка в зоне Грузино - Абхазского конфликта. Интересно мнение мирового сообщества на два, довольно схожих меж собой события: в одном случае признается право народа на самоопределение и независимость; в другом случае независимость народа не возможна в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.

Объектом исследования данной работы являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.

Предметом - суверенитет государства, народный суверенитет в совокупности с национальным.

Поэтому цель исследования - выяснить что такое суверенитет государства в современном мире?

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

-дать определение понятию суверенитет;

-проанализировать проблемы развития государственного суверенитета;

-изучить основные направления защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

-анализ нормативно - правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России;

-анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

-изучение и анализ научной литературы.

Значимость работы продиктована тем, что Россия является многонациональным государством. И поэтому существуют некоторые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации.

Для достижения поставленных в работе целей были использованы такие источники как: Конституция Российской Федерации 1993, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати. А так же научная литература таких авторов как: А.И. Коваленко «Основы Конституционного права Российской Федерации», Алексеев С.С. «Государство и право», Марченко М.Н. «Теория государства и права» и других авторов занимавшихся исследованием данной проблемы.

Данная работа состоит из введения, трех глав раскрывающих цели работы и заключения.

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

 

1.1 Верховенство государственной власти

государственный суверенитет власть народ

Государственный суверенитет (фр. souveraineté -- верховная власть) -- это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.1

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Верховенство государственной власти конкретно проявляется:

в универсальности - её властная сила (и только она) распространяется на всё население и общественные организации данной страны;

в прерогативе - государственная власть вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

в наличии у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает;

в непосредственном осуществлении властных велений по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, правосудие).

Сказанное не всегда можно отнести к практике осуществления суверенитета внутри стран, отличающихся сложной структурой. Речь идёт прежде всего о федеративных государствах.

Понятие верховенство содержательно предполагает состояние государственной власти, независимое от какой-либо иной власти внутри страны. Кроме того, существует тесная взаимосвязь и согласованность внутреннего верховенства государственной власти и внешней её независимости. Независимость государственной власти обусловлена самим фактом её верховенства внутри страны. В свою очередь, верховенство государственной власти невозможно без её независимости, которая выступает тем самым в качестве необходимого условия верховенства.

Если внутригосударственное, национальное право призвано выражать суверенитет в основном в пределах границ государства, то во внешнегосударственной сфере, в области международного общения государственный суверенитет реализуется в установлении и практическом осуществлении норм международного права, а также в деятельности международных организаций, осуществляющих свои функции в соответствии с нормами международного права.

При этом следует учитывать, что если внутри государства суверенитет выражает прежде всего верховенство государственной власти, то вовне - её независимость.

 

1.2 Единство государственной власти

 

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в федеративном государстве. Он означает существование единой системы органов государственной власти. Как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Томас Гоббс в знаменитом трактате "Левиафан" утверждал, что "существует только один способ создать сильное государство -- это единство власти".2 Единство государственной власти является обязательным условием государственной целостности.

Кроме того, принцип единства государственной власти выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства). Единство государственной власти предполагает централизованность, соподчиненность государственных органов (отображающих в то же время федеративную структуру государства).

Единство государственной власти РФ обеспечивается единообразным порядком образования органов, учреждаемых федеральным законом, наделением органов государственной власти едиными общими полномочиями. Законодательные органы правомочны принимать законы, исполнительные - организуют их исполнение, осуществляют оперативное текущее государственное управление. При этом каждый орган государственной власти, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи. Ведь орган государства вне зависимости от своей видовой принадлежности, уровня (федеральный орган или орган субъекта РФ) призван обеспечивать достижение общих (общесоциалъных, а значит, общегосударственных) интересов. В отличие от унитарного государства в федеративном государстве единство государственной власти имеет значительную специфику и не является абсолютным. Такое единство требует прежде всего разграничения компетенции между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и их самостоятельности в пределах своей компетенции. Так, в единой системе исполнительной власти в целом действует принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении. В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"3 сформулирован вывод о том, что данный принцип не допускает непосредственного вмешательства вышестоящего органа власти в компетенцию нижестоящего, но позволяет вышестоящему устанавливать правила, обязательные для нижестоящих органов исполнительной власти. Данный принцип относится и к взаимоотношениям центральных (федеральных) и территориальных органов исполнительной власти.

 

1.3 Независимость государственной власти

 

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

  • в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
  • в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”4, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.5

Информация о работе Государственный суверенитет: понятие и основные черты